Еще год детям накинут

Еще год детям накинут

На выездном заседании президиума Российской академии образования, состоявшемся на прошлой неделе в Нижнем Новгороде, обсуждали реальные шаги проведения в жизнь президентской инициативы "Наша новая школа".
Срок "скостить" не собираются
Здоровье учеников, раскрытие их талантов и способностей, передовые технологии преподавания, оснащение новейшей оргтехникой и аппаратурой - все было предметом рассмотрения научной педагогической элиты.
Наш корреспондент попытался выяснить, какие сюрпризы и кардинальные изменения предлагают ученые мужи.
Подтверждаются слухи о двенадцатилетке. Среднюю школу, как утверждает президент РАО Николай Никандров, следует "продлить" еще на год. Правда, он еще не уверен, что это дело ближайшего будущего, но то, что мы к этому придем, по его мнению, неоспоримо.
- Что тут удивительного, - говорит Николай Дмитриевич. - В Голландии школьники учатся 14 лет, в Америке 12 - 13 лет, во многих европейских странах 13 лет. Смысл в том, что в начальной школе детей нужно развивать, готовить их к накоплению знаний. А на следующих ступенях школьного образования - к изучению предметов, серьезно добавить воспитательный фактор. Все это продлит обучение. Правда, нужно будет решить ряд проблем, например со службой в армии, и это прорабатывается.
А как ученые относятся все к большему введению процесса тестирования в итоговые аттестации школьников. Правда ли, что теперь уже при переходе из начальной школы в среднее звено дети будут сдавать ЕГЭ?
Начнут приучать к тестам
Ученые не скрывают, что есть и такие проекты. Они заложены в новые стандарты образования в начальной школе, которые будут введены в 2011 году. Проверять детей по единой программе предлагалось еще до революции, объясняют наши специалисты. Независимая экспертиза полученных знаний и умений, видимо, необходима. 4-е и 9-е классы будут сдавать так называемые "малые" ЕГЭ, и это детям, по их мнению, только на пользу, нужно приучать их к всемирно применяемой тестовой системе проверки знаний, которая является одной из самых точных.
Кто-то из присутствующих позволил себе не согласиться с президентом РАО, на что тот ответил: "Смешные, неразумные вопросы в тестах есть и, наверное, будут, но вероятность ошибки в оценках учащихся гораздо меньше, чем ошибки "живого" преподавателя".
Ученые рассказали, что именно они много десятилетий назад разрабатывали тестовую систему приема экзаменов в ГАИ (где выбирают ответы по трем вариантам, два из которых неверные). Разработчики, как и сами инспекторы, остались довольны.
Заместитель министра образования Нижегородской области Елена Родионова, правда, немного успокоила родителей, сообщив, что тестовая система приема контрольных работ после четвертого класса вводится с этого года только в 12 нижегородских школах, и то в виде эксперимента. Контрольные работы на выпуске из начального звена были всегда, это тестирование нельзя называть экзаменом - простая, дескать, проверка знаний.

Особое мнение
Надежда СВЯТКОВСКАЯ, мать третьеклассницы, педагог:
- Давайте смотреть на вещи реально. Что исключается из экзамена, когда его заменяют тестом? Особое отношение к ребенку как к человеку с неокрепшей психикой, особой организацией нервной системы. Иногда ребенок знает все, но не отвечает, ему нужны наводящие вопросы, общение просто для того, чтобы почувствовать, что его любят, даже если он что-то не выучил или забыл. Тест - это железный, беспристрастный дядя. Любая мать знает, что ее ребенок в школе должен чувствовать себя защищенным, любимым. И этим школа должна отличаться от вуза, где учатся более-менее взрослые люди. В этом наша российская школа всегда выигрывала: на чуткости, любви. Неужели нам бояться завышенной маленькому ребенку оценки после начальной школы? Пусть учитель решает, кому что нужно, чтобы окрылить, не дать снизиться самооценке, опустить руки. Детям в десять лет нужна поддержка взрослых.


Следите за нашими новостями в удобном формате