Это фото, которые мы с отцом и дедом сделали на могиле моего прадедушки в Республике Северная Осетия - Алания. В братской могиле в селе Кадахджин лежит Василий Никандрович Устинов, участник и герой Великой Отечественной войны.
У моего деда хранится альбом с семейными фотографиями и письма с фронта его отца. В эти дни мы снова читаем их, и война становится ближе и понятнее.
До войны Василий Никандрович был председателем колхоза в селе Шалдежка Семеновского района Горьковской области. У него была семья - жена Татьяна Ивановна (моя прабабушка) и трое детей. Прадедушка был на Первой мировой и Гражданской войнах. Началась Великая Отечественная война, его призвали на фронт 1 марта 1942 года, ему было 43 года.
Сначала Василия Никандровича направили в учебную часть, которая располагалась на станции Зуевка Кировской области. Там шло формирование воинских частей, обучение военным специальностям. Василий Никандрович во время Первой мировой войны был артиллеристом, в Зуевке он тоже был назначен артиллеристом истребительного противотанкового орудия. Перед отправкой на фронт 4 мая 1942 года Василий Никандрович написал письмо жене Татьяне Ивановне и детям. Вот строки из него:
"Сообщаю вам, Таня и дети мои, о том, что мы 5 мая выезжаем. Куда? Неизвестно. Скорее туда, куда и всех везут - "ближе к жизни". Я чувствую себя легко, и сердце мое ничего не вещает. Может быть, свидимся".
5 мая 1942 года его вместе с другими солдатами повезли на Закавказский фронт. Он был направлен в истребительный противотанковый полк командиром противотанкового орудия 76-го калибра. Снаряды этого орудия пробивали танковую броню. Сначала полк был введен в резерв Верховного главного командования и вставал на позиции, где ожидался танковый удар врага. В их полку было 24 противотанковых орудия, которые перевозили грузовыми машинами - тягачами. Во время боя орудие было в окопе, видны только стволы. Домой прадед писал:
"В свободное от боя время сидим в земле. Вокруг рвутся снаряды противника. А мы замаскированы и ждем нападения танков. И только в это время ведем огонь".
Немцы рвались к месторождениям нефти в Баку, в Грозный. Полк, в котором служил мой прадедушка, оборонял города Кутаиси, Моздок, Майкоп, Орджоникидзе.
Еще весточка, написанная уже знакомым мне почерком:
"Мы со своим полком вступили на позицию 8 сентября. Есть небольшие достижения: 5 танков подбили почти без потерь - только убило одного и троих ранило. Но враг бомбит ежедневно двумя или тремя самолетами. Наших самолетов летает больше. Теперь стали привыкать. Но все подробности писать нельзя. Когда придем домой с войны, расскажем". Треугольники проштампованы надписью "Проверено военной цензурой", что-то зачеркнуто, недосказано, но мы читаем между строк и видим многое, о чем он, может быть, думал, но не писал.
Василий Никандрович скучал по детям, вот строки, посвященные старшему сыну, 10-летнему Аркадию Устинову: "Каня, я твое письмо получил 8 октября. В этот день мы как раз вели бой… Вы скоро останетесь дома только трое - мама, ты и младший братик Саня. Витю тоже возьмут на фронт. А потому прошу и наказываю тебе, чтобы за младшим братиком присматривал и слушался маму. Все-таки хотя и на войне, но не все люди гибнут, а многие и возвращаются. А письма мне пиши. Письмам все очень рады. Когда я получил твое письмо, хотя во время боя, но все-таки мы прочитали его всем расчетом".
И жене: "Таня, себя береги, хотя и трудно тебе, но духом не падай. Крепись и расти нашу с тобой любовь, то есть наших детей. Сделай их достойными сынами нашей Родины".
В начале ноября 1942 года гитлеровцы пробились к городу Орджоникидзе (сейчас - Владикавказ). Немцы рвались к Военно-Грузинской дороге. Кратчайший путь к ней лежал через Саурское ущелье. Это ущелье прикрывали военные части, где воевал мой прадедушка. Немцы ударили сначала с воздуха. В небе кружили немецкие самолеты: "юнкерсы", "мессершмиты". Под ударами бомб горели села. Бой в Саурском ущелье длился 19 суток. В этом ущелье 14 ноября 1942 года погиб мой прадед.
Александр УСТИНОВ, школа № 2 Первомайского района.