Почти у каждого из нас есть знакомый, который однажды с лучезарной улыбкой заявлял, что он начал собственный бизнес. Но вместо рассказов о каком-либо производстве, он с гордостью извлекал каталог загадочных "фиговин" и начинал убеждать, что жизнь без этого товара безрадостна и бесполезна. И вам его нужно срочно купить. А еще лучше - тоже начать его продавать.
Бизнес не для всех
Кто-то из жалости покупал себе "фиговину" - один раз - и после многократных настойчивых звонков знакомого переставал брать трубку. А потом узнавал, что знакомый бросил свой "бизнес". Но некоторые продавцы так и остаются в деле. А другие даже добиваются успеха и приличных заработков. Подходит ли сетевой маркетинг вам и стоит ли за него браться?
Крупная компания, как правило иностранная, предлагает вам распространять определенный товар, имея процент с каждой проданной единицы. Как правило, товар позиционируется как уникальнейший, и равных ему нет. Компания проводит семинары, на которых обучает своих адептов технике продаж. В идеале вы должны набрать еще продающих людей в ваш "отдел", с продаж которых вы тоже будете получать процент.
Сетевой маркетинг провозглашает, что это бизнес для всех, человек любого возраста и образования может начать зарабатывать в нем. Было бы желание.
38-летняя нижегородка Лидия Данько не первый год работает в сетевом маркетинге. У нее семь лет ушло на то, чтобы заработок на косметическом товаре достиг 32 тысяч рублей в месяц. И теперь это ее основной доход. Но начиналось все трудно и вовсе не радужно.
- Я считаю, что сетевой маркетинг - бизнес не для всех, вопреки заявлениям компаний, - говорит Лидия Николаевна. - Для него необходимо иметь особый склад характера. Я, например, не то что преодолевала - я ломала себя. Нужно обладать изрядной долей наглости, самоуверенности, уметь болтать без умолку, работать с возражениями. И, конечно, уметь ставить защиту от негатива, которого от незнакомых людей очень много.
Без отпусков и пенсий
Разносить по офисам книжки, игрушки и посуду - дело практически гиблое. Занятые люди чаще всего торговцев посылают куда подальше. Косметику в женских коллективах воспринимают более дружественно, но тоже не везде. К препаратам, призванным решать проблемы со здоровьем, практически нет никакого доверия - люди предпочитают их покупать только в аптеках. Кроме того, чтобы так носить товар по городу, нужна уйма свободного времени. А где его взять, если есть основная работа, которую страшно бросать до тех пор, пока сетевой маркетинг не начнет приносить прибыль?
Получается, что распространять продукцию лучше всего через знакомых и Интернет. А это автоматически означает, что продаж будет мало и заработок получится мизерный.
Кроме того, нужно отдавать себе отчет, что в сетевом маркетинге вам никто не будет гарантировать ни отпусков, ни пенсий, ни больничных.
- В свое время я вовсе потеряла работу, поэтому и решила попробовать заняться распространением косметики, - вспоминает Лидия Данько. - Я ходила на все семинары, училась делать презентации, правильно выстраивать свою речь, "не отпускать" собеседника. Со всей ответственностью заявляю, что в сетевом маркетинге большинство людей никогда не будет зарабатывать более 200 долларов в месяц. Причин тому несколько, и все они сводятся к одной - неумению работать с людьми.
Хитрая формула успеха
- Конечно, есть индивидуумы и в нашей компании, которые делают личный оборот более 70 тысяч рублей. Но это редкость, - говорит Лидия Николаевна. - В основном хорошим показателем является количество реализованного продукта на сумму около 6000 рублей, что эквивалентно личной прибыли приблизительно 1500 рублей (я за Интернет столько плачу в месяц). В нашем холдинге даже есть такой термин, как "минимальная активность", это те самые 6000 рублей розницы в месяц. Такой товарооборот получается автоматически, если вы сами пользуетесь продуктом и об этом знает хотя бы несколько ваших друзей, которые тоже стали клиентами.
А чтобы выйти на более высокий уровень продаж, нужно очень много общаться с людьми. Просить рекомендаций, заводить новые знакомства и так далее. Желательно ездить по другим городам. Устраивать встречи-презентации по продукции. Все это работа с людьми. Если вы этого делать не умеете и не хотите учиться, то в сетевом маркетинге вас ждет разочарование, поскольку продукт обычно непонятный, дорогой и просто так выстраиваться в очереди за ним не будут.
О вере и доверии
Если вы не верите в тот товар, который распространяете, успеха тоже не будет. Поэтому подходите к выбору тщательно, а не по принципу "мне все равно, что продавать". Кроме того, не нужно браться за супердорогую, элитную продукцию по очень высоким ценам, если у вас нет соответствующего круга общения, которому этот товар нужен и в котором люди будут рекомендовать его друг другу. И всегда просите у фирмы все сертификаты, вникайте в состав, в конкурентные преимущества продукции.
Помешать может и низкая самооценка: если вы считаете, что плохо выглядите, что неубедительно разговариваете, что просто не нравитесь людям, - доверия к вам и вашей продукции не будет.
Как правило, именно обычные люди достигают вершины карьерной лестницы, а не видные представители традиционного бизнеса, люди, работающие в области юриспруденции или медицины, хотя и они могут достичь немалого богатства, способствуя невероятному карьерному росту своих спонсоров.
Людмила МАЛЕЕВА.
Комментарий специалиста
Нижегородский психолог Павел Пуш слышал достаточно много жалоб от своих пациентов на родных и близких, которые стали заниматься сетевым маркетингом.
- Вы не поверите, до чего доходит, - говорит специалист. - Одна девушка рассказала такую ситуацию. Она с молодым человеком пришла в гости к будущей свекрови - знакомиться. Та провела молодых людей в комнату, налила им чаю и… устроила полуторачасовую лекцию про сетевую компанию с показом фильмов и продукции. Девушка была просто в шоке. Это говорит о том, что влияние обучающих семинаров сетевиков на неподготовленную психику очень сильное. Порой "накачанные" сетевыми лидерами люди перестают думать о чем-либо, кроме продаж. У них стираются нравственные границы, чувство деликатности, воспитание, которое когда-то было дано. Выдержать этот напор могут только те, кто для подобного бизнеса рожден.
Кстати
Очень часто потенциальных сетевиков отпугивает такая картинка: о будущей работе им рассказывают в зале, набитом людьми, где то и дело раздаются аплодисменты, а на большом экране мелькают непонятные графики. Люди, наученные горьким опытом и бдительными СМИ, сразу начинают подозревать, что попали в финансовую пирамиду, в которой их хотят обдурить и втянуть в долги.
Есть несколько способов отличить нормальную компанию от пирамиды.
В пирамиде вам не будут говорить о налогах. На самом же деле легальный бизнес в сетевом маркетинге предусматривает открытие ИП и расчетного счета в банке, на который и будет идти ваш процент. Наличие востребованной продукции повседневного спроса, которая актуальна как для сотрудников, так и для сторонних людей. Товар должен быть ценен сам по себе, а не в контексте бизнес-предложения. Сумма для вступления в бизнес не должна превышать 5 - 10 долларов, и эти деньги не должны использоваться для поощрения пригласивших вас людей. Заработок может идти с прибыли с личной продажи, экономии (при покупке себе) или с организованного товарооборота (а не от вступления новых кандидатов!)