Театр военных действий. На нем информационным атакам подвергаются наши дети

Театр военных действий. На нем информационным атакам подвергаются наши дети

От информационных войн больше всего страдают дети. Как их оградить от подобного рода манипуляций, воздействия фейков, помочь справиться с тревожностью – волнует многих родителей. Этой важной теме было посвящено Всероссийское открытое родительское собрание, организованное министерством просвещения РФ.  

Агитационные  боеприпасы

– Психологические информационные атаки – это прием не новый, он  используется с древности. Еще во время греко-персидских войн царь Ксеркс пугал спартанцев тем, что его стрелы могут затмевать солнце. А накануне Фермопильского сражения Ксеркс подпустил греческого лазутчика, чтобы тот увидел его многочисленный флот, надеясь, тем самым запугать неприятеля. Но это не помогло сломить военный дух греков, персы были разбиты. 

Чингисхан и его потомки во время походов распускали слухи о непобедимости своих войск, о том, что «тьма наступает с востока и сокрушает все на своем пути». 

– Информационно-психологическое воздействие, или, как сейчас говорят, информационная война, – это поэтапное целенаправленное психологическое воздействие на войска или население страны с целью подрыва или поднятия его боевого духа, – разъясняет эксперт в области военной истории, автор исторических публикаций и учебных пособий Петр Ишков.

Сами методы манипуляции не меняются, лишь используются новые средства: раньше распространялись слухи, выпускались памфлеты, а теперь ведется целенаправленная информационная война. Есть даже такой термин «агитационные  боеприпасы» – лис­товки, которыми забрасывались целые города. Например, во время блокады Ленинграда нацисты закидывали осажденных листовками с надписью «Ленинград – город мертвых». Цель была заставить людей сдаться, но советские граждане не поддались на информационную пропаганду врага. 

Накануне Второй мировой войны немцы устроили провокацию в Польше. Они захватили радиостанцию в Глейвице и призвали от имени неких польских восставших к борьбе с Германией. Это было использовано, как повод для нападения на Польшу. 

Как противостоять фейкам 

Сегодня люди специально изготавливают фейки, монтируют лживые ролики, выдавая их за правду с целью доказать свою точку зрения. Это, собственно, сегодня можно наблюдать вокруг ситуации при проведении Россией специальной военной операции по защите Донбасса. При этом неудобные вопросы просто замалчиваются. В условиях информационной войны очень важно сохранять способность критически оценивать увиденное. 

– В начале марта состоялся всероссийский открытый урок «Защитники мира», посвященный ситуации на Украине. Начиная с первых секунд трансляции было отражено более двух миллиардов (!) кибератак, целью которых было помешать разговору с детьми на эту важную  и острую тему, – приводит пример  ведущая родительского собрания Наталья Майданова. 

Информационная атака нужна для легализации агрессивных действий со стороны отдельных государств.  Например, она сопровождала провокацию Ирака против Кювейта,  бомбежку войсками НАТО Сербии. Подавалось это как показательное наказание «провинившихся». Информационные войны ведут войска специального назначения. Война нового поколения ведется в формате репортажа, через рекламу, новости и прочие информационные источники. 

Территория конфликта становится конвейером производства инструментов обработки и формирования общественного мнения.  Поэтому очень важно обеспечить себе «информационную ги­гиену»: не допускать  просмотра и распространения информации из недостоверных источников, критически воспринимать любой контент. 

– Любая информация, провоцирующая вас на действие,  является агитацией, а подкрепленная эмоциями, а не фактами, это мошенничество чистой воды или пропаганда. Если полученная информация могла изменить ваше состояние, внимательно проанализируйте, что именно изменило ваше мнение и является ли это неопровержимым фактом. Никогда ни при каких обстоятельствах не позволяйте себе потерять самообладание и выплеснуть гнев на другого человека, даже если он настроен крайне негативно, – советуют эксперты. 

В роликах, которые использует Украина для тиражирования в западных СМИ, демонстрируются страдания и слезы детей.  При этом детей на Незалежной активно привлекают для изготовления горючей смеси, так называемого «узвара Бандеры». Стоит отметить, что образы детей, женщин, стариков всегда используются в информационных  войнах. Это объясняется тем, что это незащищенные слои населения, способные вызвать сострадание. Также с помощью женщин и детей очень легко распространять фейки. Чтобы оградить наше население от них, и были приняты решения о временном блокировании некоторых соцсетей. 

Подростки и дети – именно они находятся под ударом непроверенной, лживой информации. Им нужно рассказывать о проверенных источниках. В их числе сайт «объясняем.рф», на котором  публикуется официальная позиция российских властей и достоверная информация.

Честный разговор 

– Если ребенок остро реагирует на происходящее, ему нужно оказать помощь. Родители должны понимать, что они несут ответственность за эмоциональное состояние детей. Они очень чувствительны и четко «считывают»  реакции взрослых.  С детьми нужно обязательно разговаривать о том, что происходит, но акцент нужно делать на эмоции, которые они испытывают, – рекомендует руководитель отдела экстренной психологической помощи Федерального координационного центра МГППУ Анна Ермолаева. 

Самое важное правило при общении с детьми быть искренним, честным, заботиться об эмоциях ребенка. Рассказывать о происходящем стоит в доступной форме с учетом возраста ребенка. Не нужно скрывать факты, стараться что-то сглаживать. С трехлетним малышом можно обсудить его страхи, за которыми может скрываться не сам контекст событий, а опасение за свою  безопасность и безопасность родителей. У маленького ребенка сейчас могут появиться новые страхи, страшные сны, апатичность, резкая смена настроений. 

– В такой тревожный период для детей очень важны телесные прикосновения, их надо обнимать, целовать, гладить, говорить о том, что мы их любим, – советует психолог. 

Детям, которые интересуются политическими событиями, в среднем от 8 лет. В возрасте 8-12 лет они приходят с вопросами к родителям. Объяснения можно начать с рассказа про конфликты: «Случается, что мы ссоримся с друзьями, бывают конфликты в семье, с соседями,  но иногда между собой ссорятся целые  страны». Стоит рассказать, что это проявляется в разных аспектах – экономике, финансах, и здесь нужно давать информацию в зависимости от возраста. Сейчас нестабильное время, и ребенок это чувствует.  Ни в коем случае нельзя отмахиваться от детей – «тебя это не касается», «вырастешь – поймешь». Такими словами взрослые обесценивают детскую тревожность,  реакции ребенка.

– Также стоит объяснять, что любой конфликт – это всегда несовпадение интересов, в этом противостоянии нет четкого разделения на хороших и плохих. Военный конфликт – это всегда крайняя мера. Стоит задача не допустить раскола в обществе, в любой сложной ситуации всегда важно сплочение, –  говорит Анна Ермолаева.  

Кстати

Минпросвещения организовало круглосуточную горячую линию психологической помощи для детей и родителей на базе ресурсного центра Московского государственного психолого-педагогического университета. Помощь детям окажут по телефону: 8 (495) 624-60-01, взрослым: 8-800-600-31-14.

Есть вопрос

Как отличить фейк от правдивой информации?  

1. Фейки анонимны. У настоящей новости всегда указан источник информации, в фейке источники не указаны, либо они недостоверные «подруга видела», «знакомая случайно услышала» и т.д.

2. Фейк – это, как правило, сообщение обобщенного «расплывчатого» характера, там может идти речь о больнице №3, школе №2, упоминаться улица Ленина, которая есть практически в каждом городе. 

3. О реальном событии всегда пишут несколько ресурсов. Обратите внимание на подтверждение или опровержение новости от официальных лиц и ведомств.  Официальные СМИ и ведомства регулярно опровергают фейки.

4. Проанализируйте то, каким языком написано сообщение. Фейки, как правило, вызывают страх, панику, агрессию, чувство неуверенности. В них главное – эмоции, а не факты. Если новость содержит призыв к действию, ее просят перепостить, рассказать об этом близким, родным, друзьям, там есть множество восклицательных знаков, то это, скорее всего, фейк.  

Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате