Самоуправление местное,задачи-государственные

Самоуправление местное,задачи-государственные

Заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Владимир Зорин в середине июля принял участие в совещании по реализации Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которое прошло в Ульяновске. В работе совещания принимали участие представители органов исполнительной и законодательной власти, а также руководители органов местного самоуправления регионов ПФО.
По оценке Владимира Зорина, «состоялся очень интересный, откровенный разговор о ходе реализации закона. Ульяновская область здесь в лидерах, потому что она перешла на работу в условиях нового закона с 1 января 2006 года. Первые месяцы совместной работы выявили как преимущества работы в новых условиях, так и проблемы».
Сегодня по просьбе нашего корреспондента Владимир Зорин делится своими наблюдениями о резервах, о нерешенных вопросах, среди которых – финансирование, полномочия органов местного самоуправления на районном и поселковом уровне, вопросы межбюджетных отношений и разграничения собственности между уровнями публичной власти, оформления земельных участков.

- Владимир Юрьевич, о том, что организационное устройство наших городов и сел необходимо менять, давно говорилось на всех уровнях власти и управления. И пожалуй, можно с определенной долей уверенности констатировать, что реформа местного самоуправления благополучно стартовала, набирает нужные обороты и уже видны первые результаты?

- Да, это так: реформа действительно набирает обороты. И хотя еще далеко не закончена, имеет на своем счету немало интересных и заслуживающих внимание новелл. Отмечу, в первую очередь, то, что в пределах нашего федерального округа, в соответствии с Федеральным законов № 131-ФЗ, установлены границы и статус всех муниципальных образований, а их ни много – ни мало – 6806, проведены местные референдумы, определены численность и сроки полномочий представительных органов (то есть проведены выборы депутатов и глав местных администраций, а это более 60 тысяч человек), прошли публичные слушания и приняты уставы вновь образованных поселений.
Курс, думаю, взят, верный, а работа проделана большая и трудоемкая, и ценна тем, что позволяет нам отчетливо видеть не только плюсы, но и неизбежные минусы. Она же лишний раз убеждает нас в том, что одной из ключевых проблем является подготовка кадров местного самоуправления. Иначе говоря, формула «Кадры решают все» была и остается актуальной и востребованной жизнью.
Об этом общепризнанном постулате скажу более подробно.
Данные, которыми я располагаю, свидетельствуют о том, что примерно, 20 процентов всех избранных депутатов имеют опыт работы в органах власти всего лишь до одного года. Столько же и тех, чей стаж превышает 5 лет. Не хочу никого убеждать, что носителями инновационных подходов и современных технологий являются молодые специалисты. Это аксиома. Но, к сожалению, и здесь картина далека от идеала. В депутатском корпусе людей в возрасте до 30 лет менее 3-х процентов. И те организованные краткосрочные курсы повышения квалификации, рассчитанные на 72 часа обучения, и дневные семинары на 1-2 дня, кардинально решить кадровую проблему не могут. Тем более, что среди сельских жителей молодежи в представительных органах власти еще меньше, тогда как потребность в их профессиональной подготовке значительно выше. Так что поработать есть над чем.

Какие же предпринимаются реальные шаги?

Уже в этом году в Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации направлены от каждого региона по 5 человек инструкторов-координаторов дистанционного обучения для работы с электронно-методическими комплексами «Муниципальное управление». Программа обучения рассчитана на один год. В дальнейшем количество обучающихся будет увеличиваться. Причем, по разным направлениям. Это, надеюсь, позволит нам существенно изменить ситуацию с подготовкой и обучением нужных округу кадров. Иначе, мы будем топтаться на месте, теряя бесплодно время.

В декабре 2005 года принят Федеральный закон, который расширил перечень полномочий органов местного самоуправления. Но к этому времени большинство регионов свои бюджеты приняли. Скажите, как это отразилось на финансировании местных властных структур, не ущемило ли это их возможности?

Не все вновь образованные сельские поселения готовы выполнять в полном объеме возложенные на них полномочия. Закон предоставил поселениям право передать часть своих полномочий на уровень муниципальных районов. И поселения этим правом воспользовались.
ведь уровень экономической, правовой и организационно-кадровой подготовки в муниципальных образованиях неоднороден. В частности, переданы полномочия по исполнению бюджетов поселений и контроль за их исполнением: по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящемся в муниципальной собственности; по вопросу утверждения генеральных планов и правил землепользования; по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, содержания дорог и транспортного обслуживания и другие.
Организация и создание условий для нормальной и плодотворной деятельности органов местного самоуправления является приоритетной задачей всех структур государственной власти. Во всем Федеральном округе уже завершено формирование региональной правовой базы, а также внесены соответствующие изменения в законы, регламентирующие права и обязанности органов местного самоуправления. Следует отметить, что только в первом полугодии текущего года самое большое количество таких законов и нормативных актов принято в Нижегородской области и в республиках Татарстан и Чувашия. Конкретизируя, скажу, что заметные изменения внесены в региональные законы о молодежной политике, социальной поддержке отдельных категорий граждан, поддержке молодых специалистов, работающих в сфере образования и здравоохранения. Разрабатываются и принимаются законы о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, физической культуре и спорту, ветеринарии и так далее.
Попутно отмечу: в следующем году к шести регионам – республикам Мордовия и Чувашия, Пермскому краю, а также к Кировской, Пензенской и Ульяновской областям, которые и полном объеме реализуют Федеральный закон № 131-ФЗ, присоединятся и остальные субъекты Федерации, входящие в наш Приволжский округ.

Владимир Юрьевич, у Вас наверняка есть примеры успешного осуществления реформы в том или ином муниципальном образовании. Познакомьте, пожалуйста, наших читателей с ними.

Примеры, конечно, есть, как им не быть. Причем, в разных областях жизни. Возьмем Рязановское поселение в Ульяновской области. В этом поселении органы местного самоуправления создали МУП ЖКХ, провели переподготовку своих сотрудников и постепенно переводят жилые дома на индивидуальное отопление. Для домовладельцев это, сами понимаете, выгодно и удобно: они автономны и уже не зависят ни от котельной, ни от кочегаров. Да и в расходе средств не в накладе. Или такой пример, администрация Силикатненского поселения выступила соучредителем негосударственной управляющей компании, явилась инициатором создания 9 товариществ собственников жилья (ТСЖ), впервые в истории поселения открыло Интернет-сайт, а вместо муниципального учреждения культуры там создана автономная некоммерческая организация, которая в рамках муниципального заказа оказывает услуги населению в сфере культуры. И так далее.
Думаю, что читателям газеты будет небезынтересно узнать, что во всех регионах нашего Федерального округа органы исполнительной власти субъектов, совместно с органами местного самоуправления, изыскивают источники финансовой помощи и дополнительных нормативов отчислений, находят спонсоров и меценатов. И делать это их учит и подсказывает сама жизнь. А с целью финансирования инвестиционных программ и проектов развития социальной и инженерной инфраструктуры муниципального значения, на местах создаются фонды развития и фонды реформирования финансов, которые предоставляют субсидии муниципальным образованиям.
Сделано, повторюсь, много, но еще больше предстоит сделать. Я имею в виду неурегулированные до сих пор спорные вопросы вокруг налога на землю и на имущество физических лиц, поскольку правовая база по налогоплательщикам нуждается в корректировке, не до конца решены вопросы имущественной основы местного самоуправления, сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов, и ряд других моментов.

В заключение нашей беседы, что бы Вы, Владимир Юрьевич, пожелали представителям местной власти?

Согласитесь, проблемы, есть там, где идет работа. Верно? Поэтому я от всей души хочу пожелать коллегам на местах, всем тем, о ком говорят, что эти люди «от земли», упорства, мужества и здоровья в радении за интересы наших сограждан, живущих не только в крупных мегаполисах, но и в самых отдаленных поселениях. Удачи!

Следите за нашими новостями в удобном формате