Знаменитый автор приехал на премьеру и поделился с журналистами и актерами своими взглядами на современные литературу и театр.
А где же Гоголи и Щедрины?!
- Давно мечтал, чтобы какую-то из моих пьес поставили в вашем театре, связанном с именем Горького, потому что многому я учился у него. "Одноклассники" написаны три года назад, и у нее необычная судьба. Все мои предыдущие пьесы сначала ставились в Москве, а потом шли по стране. А эта сначала прошла по России, и только потом Борис Морозов поставил ее в столичном Театре армии. Мне хотелось рассказать историю 40-летних людей, у которых жизнь разломилась пополам, о поколении, которое сильнее других было ранено участью страны.
У нас сложилась парадоксальная ситуация: в России буржуазии нет (трудно ее сформировать, когда большая часть заработанных здесь денег вывозится за рубеж), а буржуазный театр есть. Театр, который не хочет связываться с острыми проблемами: социальными, нравственными, если хотите, классовыми. В репертуарах московских театров современная пьеса отсутствует. Есть, конечно, подвально-чердачная драматургия специально для жюри театральных фестивалей. Даже в суровые 1920-е годы был расцвет сатиры: Булгаков, Эрдман, Зощенко. Сейчас же, когда тебе ничего особенного не грозит, сатиры нет! И это меня поражает.
Проспали революцию
- Выросло целое поколение драматургов, решающих какие-то камерные задачи. Я не понимаю, где они живут вообще?! В стране произошли события, сопоставимые с революцией! А новые драматурги свою эпоху проспали в холодильнике. Есть талантливые люди, но их талант изначально направлен не туда, он не развивает русскую традицию. Читателю навязывается литература, которая лежит вне нашей традиции. То же самое в театре. Как-то сцепился в одной телепередаче с очень самонадеянным молодым режиссером. Я его спросил: "А что, собственно, вы сделали в режиссуре?" А он и говорит: "Я, между прочим, перенес действие "Отелло" в Италию времен Муссолини!" Я говорю: "А что так слабо-то? Перенесли бы в Камбоджу времен Пол Пота! Вот было бы круто!"
Есть новизна обогащающая и обедняющая. И сейчас в литературе видна катастрофическая утрата профессионализма. Книги, за которые сегодня дают "Букера", раньше просто бы не приняли к рассмотрению, сказали бы: "Парень, походи сначала в литобъединение при заводе "Серп и молот", там тебе объяснят, как слова в предложения складывать".
Ольга ГОРНОВА.
Справка "НН"
Юрий ПОЛЯКОВ - писатель, публицист, главный редактор "Литературной газеты", автор романов "Козленок в молоке", "ЧП районного масштаба", "Апофегей", "Замыслил я побег…".