На сцене театра "Комедiя" впервые прошли гастроли Таганрогского драматического театра им. Чехова. Около двух лет назад солнечный Таганрог тепло принял наших артистов, и вот, подружившись театрами, таганрожцы прибыли с ответным визитом.
Классический эксперимент
Пять совершенно разных по настроению, жанру и целевой аудитории спектаклей представляли в эти дни родину Чехова. В репертуаре были и русская классика, и современная зарубежная комедия, и историческая пьеса, и добрая сказка для самых маленьких.
Открыл гастроли спектакль "Леший" по одноименной пьесе Антона Павловича, которая относится к раннему периоду творчества писателя и больше известна как прообраз "Дяди Вани", ее практически не ставят в театрах. Можно сказать, что чеховский театр пошел на эксперимент, обратившись к истокам. Однако сама постановка совершенно классическая, но при этом живая. В ней много мягкого лиризма и некоторой наивности. Подчеркнуто нетеатральные, бытовые интонации персонажей придают спектаклю очарование, и, несмотря на драматические события, финал вселяет надежду.
Кто здесь зверь?
Совершенно иной спектакль "Царство Зверя?.. Павел I" по произведению Дмитрия Мережковского. Постановка позволяет пересмотреть общепринятое представление о деспотичном и сумасбродном императоре. Вспыльчивый и непредсказуемый, недоверчивый и подозрительный самодержец в исполнении Сергея Герта одинок и по-человечески несчастен. Его внешне суховатый облик и вулканический характер гипнотизируют, вызывают сочувствие к этому скорее беззащитному, нежели всемогущему страдальцу, предчувствующему скорую гибель. За деревьями он не видит леса, и вот его подданные безжалостно растерзывают тело помазанника Божьего. И вопросительный знак в названии становится символичным, потому что уже в их адрес хочется воскликнуть словами известного фильма: "Господа, вы звери, господа!"
Гоголь по-прежнему смешит
И снова на сцене классика - "Женитьба" Гоголя. Белая прозрачная ткань, как фата, накинутая на металлические арочные каркасы, белые скатерти и покрывала - все воздушно и легкой своей неряшливостью настраивает на игривый лад. Спектакль динамичный и невероятно смешной. Наибольший интерес вызвала работа Татьяны Шабалдас, исполняющей роль Агафьи Тихоновны. В ее героине столько трогательной искренности, милой наивности, забавных противоречий в желании выйти замуж и страхе прощания с девичеством, что только такой обаятельный пройдоха, как Кочкарев (Герт), в силах помочь ей решиться и сделать нужный выбор. До самого финала спектакль носит ярко выраженный комедийный характер, но последней все же звучит трагическая нота...
Секрет успеха
Последний день гастролей был ознаменован детской сказкой "Василиса Прекрасная" и комедией положений "Играем в дружную семью, или Гарнир по-французски" одного из самых популярных ныне комедийных авторов Марка Камолетти. Практически каждый театр, отдавая дань моде и запросам зрителей, непременно имеет в своем репертуаре подобные спектакли, у которых есть своя благодарная публика. И публика эта смеялась, аплодировала и восхищалась множеством комичных решений и находчивостью попавших в непростую ситуацию персонажей.
Вот такие разные, но неизменно имевшие успех у зрителей постановки подарили нам эти гастроли. Сергей Герт напомнил, что нет жанров, кроме скучного. Быть может, всем театрам стоит помнить об этом секрете успеха?
Елена ШМЕЛЕВА.