Маленькие яркие аппараты, выдающие детям конфеты и игрушки за пару железных монет, кофейные автоматы или терминалы оплаты мобильных и коммунальных услуг с радостью "проглотят" ваши кровно заработанные, но не всегда с охотой исполнят свой долг по выдаче вам того или иного товара.
В одном из крупных магазинов Московского района расположены сразу несколько подобных "механических продавцов", предлагающих посетителям жвачку, конфеты, игрушки и "быструю" еду (колу, чипсы, шоколадные батончики). Первый же автомат с конфетами, в который мы запустили два пятачка, сломался прямо на глазах. Ни леденцов, ни своих денег обратно мы так и не получили. На самом автомате таблички с номерами телефонов сервисной службы или контактами владельца не оказалось. "Мы не отвечаем за эти аппараты, все вопросы к арендатору", - ответили в администрации магазина на нашу просьбу разобраться с ситуацией. Но и координат владельца аппарата найти нам не смогли, сказав, что он появляется в магазине крайне редко и лишь платит за аренду площади.
Услышав разговор, к нам подошла женщина с маленьким ребенком и сказала, что подобные проблемы с торговыми автоматами здесь сплошь и рядом.
- Мы сами неоднократно сталкивались с тем, что деньги в автомат запускали, а игрушек или конфет не получали. Ребенок начинает плакать, но сотрудники магазина ничем помочь не могут, - рассказала нам нижегородка.
По закону на всех торговых автоматах должны быть указаны данные владельца, чтобы в случае возникновения проблемы к нему можно было обратиться и вернуть потраченные деньги или получить товар, который вам так и не отдали. Но здесь возникает еще одна проблема: "механический продавец" не выдает чеки (в отличие от терминалов оплаты мобильных и коммунальных услуг), и вам будет трудно доказать свою правоту.
- В соответствии с Законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт" автоматы должны выдавать чеки, но отдельного постановления для вендинговых машин пока не существует, - рассказал "НН" юрист Михаил Голованов. - Поэтому автоматов без контактных данных фирмы-производителя или владельца, а также без подробной инструкции по эксплуатации лучше избегать.
В отделе по защите прав потребителей рассказали, что среди нижегородцев жалоб на торговые аппараты еще не было, но вот на терминалы оплаты услуг и мобильной связи поступают периодически.
- К нам обращаются с жалобами на платежные автоматы довольно часто, - рассказывает начальник сектора по защите прав потребителей Московского района Вера Бурченко. - Зачастую терминалы принимают деньги, чеков не выдают, а платежи не проходят, и потом пострадавшему трудно будет что-то доказать. Хотя в нашей практике есть и положительные примеры. Не так давно хозяин одного из магазинов буквально обязал владельца платежного автомата, арендующего у него площадку, уладить вопрос с пострадавшим. Нижегородец попытался оплатить коммунальные услуги через терминал, но аппарат принял деньги, а операцию так и не произвел. Когда пострадавший обратился к владельцу терминала, тот лишь развел руками. Но благодаря порядочности хозяина магазина, который не пожелал, чтобы клиент ушел недовольным, вопрос удалось уладить. Он обещал убрать аппарат, если его владелец не отдаст деньги потерпевшему.
Но такие случаи в нашем городе, к сожалению, редкость, поэтому стоит внимательнее относиться к своим деньгам и не доверять "безымянным" терминалам без указания контактов хозяина.
Елена МИТЯГИНА.