Поздно вечером 15 мая двери Русского музея фотографии были открыты для всех желающих, и никто не спрашивал билетов у посетителей. Этой ночью там показывали фотографии парижских арт-выселок - Монпарнаса. Снимки были сделаны пятьдесят лет назад великим Брассаем, признанным мастером ночной съемки.
Говорят, в погоне за лучшим кадром Брассай лез чуть ли не в лицо посетителям ночных кафешек. Сначала от него шарахались, потом перестали обращать внимание. Жадно впивая в себя Париж, он братался с клошарами (местными бомжами) и "ночными бабочками". Также говорят, что Брассай в поисках естественности ходил хвостом за всякими прочими неспящими парижанами типа ночных воришек, стараясь стать чем-то типа тени с камерой в руках. Пока фотограф работал с ними на историю, те, бывало, тоже честно работали - чистили его карманы. Хулиганы также не приветствовали фотографирование себя и регулярно били фотографа.
"Привлеченный красотой зла, таинством низких глубин, я все-таки ходил туда. Страсть, овладевавшая мной в стремлении все это сфотографировать, заставляла меня совершенно забыть об опасности", - признавался фотограф.
Пикассо называл Брассая прирожденным художником, а известный порнограф Генри Миллер, друживший с эксцентричным мастером, ласково звал его глазом Парижа.
Вообще Брассай успешно занимался литературой, живописью, скульптурой, кино (и даже был призером Каннского фестиваля в 1955 году)… Хотя, по его собственному признанию, он, по сути, никогда и не работал.
Выставка работает до 26 мая и проводится в рамках Года Франции в России.
Мария ФЕДОТОВА.