Вайда и Занусси подготовили перемены?

Вайда и Занусси подготовили перемены?

В киноцентре "Рекорд" в рамках марафона "Мы с Польшей", организованного совместно с посольством Польши в Москве, польским культурным центром и департаментом международных внешнеэкономических и межрегиональных связей правительства Нижнего Новгорода, состоялось открытие кинофестиваля "Кино морального беспокойства". Всю неделю на экране "Рекорда" будут демонстрироваться лучшие польские киноленты 70 - 80-х, в том числе таких знаменитых режиссеров, как Анджей Вайда и Кшиштоф Кесьлевский.
В афише значатся такие знаковые польские фильмы 70-х, как "Любитель" Кесьлевского, "Без наркоза" Вайды, "Защитные цвета" Занусси. В последнем фильме герой - молодой ассистент кафедры видит в студентах равноправных специалистов и из-за этого вступает в конфликт с руководством… Впрочем, во всех представленных фильмах героям придется - и каждый раз по-своему! - сделать непростой нравственный выбор.
На открытие фестиваля в Нижний прибыли первый советник посольства Республики Польша Марк Зелински и директор польского культурного центра Марек Радзивон.
- В Польше 70-е годы и начало 80-х можно назвать "периодом морального беспокойства", - рассказал корреспонденту "НН" Марек Радзивон. - Ведь именно это время подготовило все последующие перемены в нашей стране.
- В афише значатся фильмы очень известных режиссеров. Как вы отбирали для фестиваля эти ленты?
- Это действительно лучшие польские ленты 70-х социальной направленности. Такую программу мы уже показывали в Москве. Эти фильмы интересны как в художественном, так и в общественно-политическом плане. Это картины, которые много говорят о Польше той поры. Во многих из них ставится вопрос о границе компромисса, на который способен пойти человек. Все десять фильмов, которые мы показываем в Нижнем, в этом плане очень показательны. Они сняты в 70-е, и в них запечатлено именно то время.
- Смотрят ли эти картины сегодня в Польше?
- Конечно, это же символ польской кинематографии. Без Вайды, Занусси, Кесьлевского трудно представить себе польское кино. Все эти картины сыграли значимую роль в жизни польской интеллигенции.
- Были ли у этих фильмов в свое время проблемы с цензурой?
- Известно, например, что картину Кшиштофа Кесьлевского "Персонал" рекомендовали переделать. Но режиссер на это не пошел.
- Марек, в Нижнем Новгороде уже не впервые показывают польские фильмы. Вероятно, ваше сотрудничество с "Рекордом" продолжится?
- Да, в наших планах привезти в Нижний большую программу документального кино начиная с 60-х годов и вплоть до нынешних дней. Мало, например, кто знает, что тот же Кесьлевский начинал как кинодокументалист. Также планируем показать в Нижнем выставки польской фотографии и художественного плаката.
Оксана ЗЕМСКАЯ.

Следите за нашими новостями в удобном формате