Программа по утилизации старых машин, запущенная в этом году, уже показала свою эффективность. Но кроме поддержки автопрома программа призвана также освободить улицы и гаражи от многолетнего четырехколесного хлама.
Вопросом, куда же девать старый автомобиль, задаются многие владельцы. Хорошо, если машина на ходу и ее можно хоть за какие-то деньги продать на рынке. В случае же, когда "тачка" давно превратилась в стоячую колымагу, приходится изобретать свои способы утилизации, либо занимать гараж или парковочное место.
До программы по замене старых автомобилей в Нижегородской области не было специализированных фирм, утилизирующих машины. Автомобилистам можно было только уповать на пункты приема металлолома, в которых за несколько тысяч рублей готовы купить колымагу. Но, как рассказали в одной из фирм, машину нужно привезти без колес, стекол и сидений. Как катить до пункта приема лома авто без колес, непонятно. В принципе приемщики готовы принять автомобиль целиком, но тогда это будет стоить сущие копейки.
Леонид Логинов, руководитель проекта утилизации автотранспортных средств компании "Профит-НН", сообщил, что в настоящее время в день перерабатывается по 40 - 50 машин.
- Чтобы отправить авто на утилизацию, владелец должен в первую очередь снять его с учета, а потом уже привезти к нам, - подчеркивает Логинов. - После этого наши специалисты разукомплектовывают транспортное средство, разделяя его на пластик, масло, резину, стекло, ветошь, черный и цветной металл. Дальше часть материалов идет на переработку, другая - на промышленный полигон.
В зависимости от конъюнктуры рынка цена за автомобиль может составлять от одной до 3,5 тысячи рублей. Ведь за некоторые компоненты (например, резину, пластик и ветошь) фирмам придется еще доплачивать спецполигонам. Именно поэтому особо опасна деятельность компаний, работающих без лицензии, так называемые черные утилизаторы. Принимая у населения машины, они забирают себе лишь металл, остальное выбрасывают в близлежащий лес.
Несмотря на то что многие нижегородцы охотно сдают автохлам, чтобы получить скидку на приобретение новой машины, проблема остается. Она касается тех автомобилей, у которых нет хозяина. По словам Леонида Логинова, в настоящее время в области нет нормативной базы по отчуждению беспризорных машин, хотя в Москве и Санкт-Петербурге она давно принята и действует.
Так, в столице за брошенным авто в течение месяца наблюдает специальная комиссия, состоящая из жильцов, экологов и участковых. На машине оставляется извещение, чтобы хозяин убрал ее с улицы. Если он не объявляется, ждут еще три месяца, после чего машину отгоняют на городскую стоянку. После годового стояния суд принимает решение о передаче права собственности на автомобиль в пользу государства, и уже тогда происходит утилизация.
Андрей ВОВК.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Между тем
В нижегородском Ростехнадзоре сообщили, что для утилизации автомобилей компания должна иметь специальную лицензию на сбор и обезвреживание отходов 1 - 4-го классов опасности. Такие лицензии в нашем регионе получили всего четыре фирмы, все остальные работают незаконно.