Оперативники Московского уголовного розыска вычислили и задержали жительницу города Павлова Нижегородской области Екатерину Баландину, которая пять лет прожила под чужими документами в столице, скрываясь от приговора суда.
— Все эти годы мы не забывали о ее существовании, — поделился с «НН» заместитель прокурора города Павлова Алексей Скорлупкин. — И держали ее поиски под своим контролем. В конце концов сработали сотрудники
Изнанка затворничества
Затворница пять лет назад была причастна к банкротству
Мы побывали на двух площадках завода, имевшего двухсотлетнюю историю. Первую площадку, ранее занимаемую заводоуправлением, ныне арендует частная фирма, охранники которой стойко скрывают, на кого работают.
А на второй и сегодня можно увидеть мощные заводские корпуса. Правда, по большей части заброшенные. Здесь уютно разместилась частная компания по приему от населения цветных металлов и другие мелкие фирмы.
А директор ни при чем
— Суть этого уголовного дела заключалась в том, что Баландина путем подготовки документов искусственно создала финансовую задолженность предприятия перед другим юридическим лицом, — рассказал старший помощник прокурора города Павлова Алексей Сенаторов. — И в счет погашения этой фиктивной финансовой задолженности она отгружала продукцию завода. В результате этой деятельности ей удалось вывезти продукцию на сумму более пяти миллионов рублей. Каждый факт такой отгрузки был квалифицирован следствием как мошенничество. А та сумма задолженности ПИЗа, которая оставалась на момент возбуждения уголовного дела (около 30 миллионов рублей), была расценена следствием как покушение на мошенничество в особо крупных размерах.
— Как следует из показаний работников бухгалтерии и администрации завода, Баландина взяла на себя ответственность за все вопросы по управлению финансами предприятия. И единолично распоряжалась, чтобы производилась отгрузка продукции в различные фирмы. Например, в одном случае она наняла водителя, имевшего собственный грузовик с полуприцепом. Шофер рассказывал на допросах, что по поручению Баландиной отвез продукцию в Подмосковье, где и выгрузил ее приемщику товара, — сообщил о других подробностях дела прокурорский работник.
И еще Алексей Владимирович поделился своими сомнениями по поводу места и роли в этом деле гендиректора Виктора Аниськина.
— Из показаний ряда сотрудников бухгалтерии следовало, что они неоднократно обращались к нему с вопросом, как расценивать ту дебиторскую задолженность, в связи с которой производятся все эти отгрузки продукции? Эти отгрузки вызывали удивление и у главного бухгалтера, на что гендиректор велел ему и всем остальным беспрекословно исполнять все распоряжения Баландиной. Они и выполняли, — рассказал он.
Свой управляющий
Перед поездкой в Павлово мы пообщались с сотрудниками
Проверяющие тогда выявили интересные факты. Оказалось, что в ноябре 2001 года руководство ПИЗ оплатило обучение замдиректора завода по экономике и финансам Александра Зотова на курсах по подготовке специалистов по антикризисному управлению. Позднее Зотов как лицензированный специалист подал документы в Приволжский межрегиональный территориальный орган ФСФО России на замещение должности арбитражного управляющего на своем родном предприятии.
Однако оперативники выяснили, что при поступлении на работу в трудовой книжке Зотова странным образом исчезла запись о работе на ПИЗе. Поэтому получилось, что Зотов был в этой ситуации лицом заинтересованным. И своими действиями он нарушил Закон «О несостоятельности (банкротстве)», в котором говорится, что арбитражным управляющим не могут быть назначены лица, осуществлявшие ранее управление делами должника. Зотов уволился с предприятия за два дня до внесения процедуры банкротства.
Благополучно посеяли
Инициатором банкротства выступил один из кредиторов ПИЗа —
— Нас удивило то обстоятельство, что за неделю до этого судебного рассмотрения в тот же суд подавал аналогичное заявление другой кредитор ПИЗа, — поделились с «НН» оперативники. — Это была фирма из Ижевска, поставлявшая на завод металлопрокат. Хотя удмуртским бизнесменам предприятие задолжало свыше 500 тысяч рублей, суд заявление истца не удовлетворил.
По словам наших собеседников, на тот момент ПИЗ задолжал в бюджет и внебюджетные фонды порядка 172 миллионов рублей. Однако ФСФО, представляющая интересы государства, не являлась заявителем в деле о банкротстве. Мало того, кандидата в арбитражные управляющие от государства не пустили на заседание кредиторов на проходной завода.
— Мы тогда выяснили, что после введения процедуры банкротства арбитражный управляющий Зотов при поддержке гендиректора Виктора Аниськина создали несколько дочерних предприятий и передали в них все имущество завода, в том числе 56 объектов недвижимости, — продолжают оперативники. — Таким образом, это привело к фактическому банкротству крупного предприятия Нижегородской области.
Сотрудники ОРБ обмолвились, что тогда изучали документы, отражающие, каким образом Виктор Аниськин стал руководителем
На сайте Генпрокуратуры в 2004 году можно было прочитать, что директор
А вот что касается принятого к производству уголовного дела о неправомерных действиях при банкротстве и о неправомерном банкротстве ПИЗа, оно было расследовано и… благополучно потеряно в Главном следственном управлении при ГУВД по Нижегородской области. Благодаря этому гендиректор избежал наказания.
Прерванное заседание
А Екатерине Баландиной так не повезло.
— В ходе расследования уголовного дела нами была установлена причастность руководства ПИЗа к совершению ряда преступлений, — вспоминает государственный обвинитель Алексей Сенаторов. — В том числе и к хищению денежных средств. Но в ходе предварительного следствия была доказана вина только Екатерины Баландиной.
— От поддержания обвинения в части покушения на мошенничество в особо крупном размере нам пришлось отказаться, поскольку подтвердить наличие заранее сформированного умысла Баландиной на незаконную отгрузку продукции на все эти 30 миллионов рублей не представилось возможным. Тем не менее «устояло» обвинение по целому ряду преступлений, предусмотренных по части 3 статьи 159 УК РФ. В связи с этим мною было предложено суду назначить ей наказание в виде 9 лет лишения свободы.
Прокуроры рассказывают, что после речи
Санкцию на ее заочный арест суд выдал еще несколько лет тому назад. Сейчас следствие изучает документ, под которым в столице жила беглянка — в чужой паспорт была вклеена ее фотография. Интересуются следователи и тем, кто в Москве снял для Кати квартиру на целых пять лет.
Коза отпущения?
В самое ближайшее время Павловский городской суд продолжит рассмотрение этого уголовного дела. Обвиняемой уже
Последнее тем более удивительно, что всех близких у Екатерины —
Соседка по квартире Риммы и Леонида Баландиных Александра Михайловна говорит, что не видела их давно.
— Они сейчас живут
Константин ШИШАРИН.