Мусор в трубке

Мусор в трубке

Назойливый слоган «удар по ценам», который используют супермаркеты, зазывая наших граждан, уже проник в сотовые телефоны в виде эсэмэсок. Но если надоевший рекламный телеролик можно проигнорировать, нажав кнопку переключения каналов, то SMS нам все-таки придется прочитать, а потом и потратить время, чтобы не захламлять память телефона.

С какой стати и на каком, собственно, основании торговля может донимать наших граждан своей рекламой? Она сыплется без нашего на то ведома и тем более разрешения: хочешь не хочешь — получи…
Покупая накопительную карточку того же «Спара», кассир предлагает нам заполнить простенькую анкетку. В графе «Личные данные» необходимо вписать фамилию, имя, отчество и дату рождения. А в графе «Контактные данные» предлагается указать домашний адрес, телефон и даже E-mail. Под фразой: «С правилами программы ознакомлен, подтверждаю свое согласие и обязуюсь их выполнять. Вся указанная мною информация может быть использована оператором и его партнерами исключительно в рамках и целях действия программы, в том числе за пределами Российской Федерации» — еще и надо расписаться. И многие расписываются, не задумываясь о последствиях и о том, насколько законны требования продавцов предоставить личные данные покупателя. Как-то мы очень небрежно относимся к этому и неохотно спорим с теми, кто вовсе не вправе посягать на личные данные.

— По Федеральному закону № 152 «О персональных данных» при обработке их в целях продвижения товаров, работ и услуг обязательно нужно письменное согласие человека, — дает разъяснения начальник отдела по защите прав субъектов персональных данных Управления Роскомнадзора по Нижегородской области Наталья Бычкова. — Если гражданин дал письменное согласие, то, значит, фирма может использовать его данные для рассылки SMS. Кстати, данное согласие должно быть выполнено по определенной форме. В тексте кроме фамилии, имени и отчества указываются паспортные данные, цели и перечень действий с этими данными, срок, в течение которого это согласие действует, а также порядок отзыва. Если такого согласия гражданин не дал, то это будет считаться нарушением действующего законодательства. С жалобами граждане могут обращаться в Роскомнадзор.

На самом деле в предлагаемой анкетке никого и не предупреждают о возможном использовании персональных данных для SMS-рассылки. Есть и другие нестыковки с федеральным законом, на которые могут обратить внимание разве что юридически подготовленные граждане. Вот и получается, незнание законов одними и пренебрежение ими другими способствуют полной анархии на информационном рынке и не только на нем. Это, впрочем, не самый худший вариант использования персональных данных граждан. Они ведь еще становятся жертвами различных мошенников. И мудреем мы только после того, как серьезно обожжемся на чем-нибудь.

Олег МЕДВЕДЕВ.

Между тем

Нижегородское управление Федеральной антимонопольной службы РФ оштрафовало ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) на 40 тысяч рублей за рассылку рекламных SMS-сообщений без согласия абонентов. Об этой проблеме «НН» рассказывали. Поводом для разбирательства послужило обращение абонента МТС в службу поддержки клиентов компании с просьбой отключить рассылку рекламных сообщений, но и после этого он продолжал их получать на свой сотовый телефон.

Следите за нашими новостями в удобном формате