«Пассажир, а что у вас с билетом?» — нависла над сидящим в трамвае пожилым человеком грудь контролерши. «А что? Билет как билет», — пожал плечами пенсионер. «Где покупали? Откуда он у вас?» — устроил допрос с пристрастием ловец «зайцев». «Где и всегда — в пункте продажи», — недоумевал нижегородец, на которого уставился весь трамвай. Но, вертя подозрительный единый социальный проездной билет (ЕСПБ), контролеры не унимались.
— Так он у вас не заполнен! Где номер пенсионного удостоверения? Как ваша фамилия? — засыпали вопросами побелевшего пассажира проверяющие. — Снова эти автобусники. А мы ведь их уже штрафовали, — изливали контролеры душу кондуктору.
Напомним, что месячный ЕСПБ дает право нижегородским пенсионерам, ветеранам, льготникам ездить неограниченно всего за 200 рублей в трамваях, троллейбусах, автобусах и метро и даже (с 1 апреля по 30 сентября) в пригородных автобусах. Но по правилам при покупке в него необходимо вписывать некоторые личные данные пассажира.
— На лицевой стороне социального проездного указывается фамилия, имя и отчество льготника и номер удостоверения, на основании которого он приобретает билет, — пояснили «НН» в ГП, НО «Нижегородпассажиравто- транс». — Причем вписываются эти данные от руки сотрудником пункта продажи ЕСПБ. А на обороте продавец обязан поставить штамп предприятия, выдавшего льготнику такой проездной. И по Правилам перевозки пассажиров № 112 от 14 февраля 2009 года при нарушениях пользованием таким билетом у пассажира его могут изъять.
Однако, как следовало из оживленного разговора контролеров и кондуктора в трамвае, бежавшем в то утро по маршруту № 21 в Нижнем Новгороде, случаи продажи обезличенных ЕСПБ нижегородцам участились именно в точках «Нижегородпассажиравтотранса». В результате купить билет вполне официально может инвалид, а кататься по нему — здоровый детина, которому незаполненный проездной инвалид передаст. А ведь ЕСПБ действителен только при наличии документа, подтверждающего льготу.
— Прецеденты небрежного оформления таких билетов есть, но не только в наших точках продажи, но и в пунктах метро и «Нижегородэлектротранса». Редко, но бывает, — подтвердили в «Нижегородпассажиравтотрансе». — И происходит это по вине работника, продающего ЕСПБ. Но если нарушение выявляется, виновного штрафуют.
Льготные проездные можно купить на станциях метрополитена, в автопарках, в диспетчерских пунктах, в учебных заведениях, некоторых отделах выдачи пенсий и даже в отделениях почтовой связи и ряде торговых центров.
Только в Нижнем Новгороде ЕСПБ торгуют 86 почтовых отделений и 37 точек «Нижегородпассажиравтотранса». Всего же по Нижегородской области ежемесячно по рукам льготников расходятся порядка 350 тысяч таких проездных. Не мудрено, что заполняющие их люди делают ошибки, за которые, впрочем, расплачиваться приходится льготным пассажирам. Хотя что мешает унифицировать единый социальный проездной таким образом, чтобы отпала необходимость в дополнительной бумажной волоките?
Елизавета КОРШУЛЬ.
Между тем
Весной 2010 года в Нижнем Новгороде задержали пожилого пассажира с поддельным единым социальным проездным билетом. Желая помочь своему деду сэкономить две сотни рублей, внук отпечатал ему проездной на цветном принтере.