Сперва шло тихо, тихо, словно скрипки под сурдинку. Игроки осторожно занимали позиции, кое-что выдвигали вперед, но вежливо, без всякого признака угрозы… Затем, ни с того, ни с сего, нежно запела струна. Это одна из сил Турати заняла диагональную линию. Но сразу и у Лужина тихохонько наметилась какая-то мелодия. На мгновение протрепетали таинственные возможности, и потом опять – тишина… и вдруг опять неожиданная вспышка, быстрое сочетание звуков: сшиблись две мелкие силы, и обе сразу были сметены.
«Русское название этого романа, «Защита Лужина», относится к шахматной защите, возможно, изобретенной выдуманным мной гроссмейстером Лужиным: имя рифмуется со словом illusion, если произнести его достаточно невнятно…», – писал Набоков.
ILLUSION – персональная выставка Даниила Антропова. Она проходит в галерее Futuro (бывший кинотеатр им. Маяковского на Скобе) до 24 июля.
Даниил – молодой керамист родом из Владивостока. Получил отличное образование в России, изучал в Японии различные керамические техники. Сегодня он – интереснейший экспериментатор, творящий интуитивно, и в сочетаниях глины с глазурями, генерирующий множество уникальных форм. Опознаваемые объемы – вазы, куклы, цветы, организмы проступают, преображенными, через наросты и наплывы, драпируются стеклянными покровами и вскипевшими кораллами, покрываются коростой шлака и коркой остекленевшей лавы.
Даниил признается, что ему нравится непредсказуемость керамики. Процесс обжига вносит свои коррективы в замысел, и художник доверчиво включается в игру с метаморфозой печи. В какой момент произведение обретает собственную волю и перестает зависеть от автора? В какой момент уже не автор творит произведение, но само произведение властно заставляет творца выстраивать его? Насколько художник способен контролировать свои творения? Все эти размышления и привычная для интуитивистов жизнь между явью и сном привели Даниила к проблематике, затрагиваемой в набоковском романе «Защита Лужина».
В экспозиции ILLUSION – два зала. Один ассоциативно связан с образами шахматной доски, другой в большей степени относится к внутреннему я художника. Всмотритесь – и ощутите опасный восторг баланса на грани. 0+
Мария Федотова.