Как удержаться на пуантах

Как удержаться на пуантах

В Нижегородском театральном училище им. Е. А. Евстигнеева каждые два года проходит набор детей, которые мечтают о балете. После очередного вступительного экзамена наш внештатный корреспондент встретилась с Татьяной Толстухиной, художественным руководителем хореографического отделения.

— Татьяна Владимировна, можно ли в раннем возрасте распознать в ребенке будущую звезду балета?

— Мы принимаем в училище с 10 — 11 лет, раньше нельзя, поскольку нагрузка тяжелая. Обучение длится 8 лет. 5 лет они одновременно учатся в общеобразовательной школе. В этому году мы набрали 22 ученика, но у нас будет еще добор в конце августа. Надеемся, что мальчиков будет побольше, увы, их по-прежнему не хватает. Насчет способностей… В первую очередь мы смотрим на физические данные ребенка, на его здоровье, на позвоночник. Затем — на профессиональные данные: шаг, высоту прыжка, выворотность. Проверяем музыкальные способности. Есть ли у человека призвание, талант, станет понятно только со временем.

— Какие предметы юным танцорам даются труднее?

— Еще школьниками они исполняют танцы разных эпох. Предварительно им кратко рассказывают историю этого времени, чтобы они имели все-таки общее представление. А предметы в основном такие: «классический танец», «народно-сценический танец», «дуэтно-классический», «историко-бытовой», «современные направления хореографии», «актерское мастерство». Большинству труднее дается классический танец.

— Чем отличаются ваши ученики от остальных «актеров»?

— Главное для них — это всестороннее изучение профессии, жесткий режим дня, соблюдение культуры питания. И никакого спорта: ни лыж, ни коньков, ничего, т. к. в этом случае работает другая группа мышц. Поддержание положенного веса, физической формы — дело очень индивидуальное. А правильному дыханию учит педагог.

— Каковы у них шансы попасть потом в труппу театра оперы и балета?

— Шансы есть у способных. Есть возможность работать и в других театрах страны, и за ее пределами, в странах СНГ.

— За что могут отчислить?

— Дети приходят учиться, и они думают, что сразу выйдут на сцену, что они такие необыкновенно способные. Это, конечно, с одной стороны, хорошо. Но, с другой стороны, должно быть понимание: для того чтобы выйти на сцену, надо трудиться месяцы и годы. Хорошо, когда талантливый человек еще и невероятно трудолюбив. Однако некоторые такой нагрузки просто не выдерживают. А еще может помешать здоровье. Невнимательно выслушает педагога — и это может привести к травме.

Светлана ПШЕНИЦЫНА.

Следите за нашими новостями в удобном формате