Газета «Нижегородские новости» много раз писала, как не попасться на обман, «подстелив соломки». Однако аферисты придумывают массу способов, чтобы втереться в доверие наших земляков.
А был ли мастер?
Недавно в редакцию пришло письмо, в котором жительница Нижнего Новгорода (она не захотела себя называть) рассказала, как ее обманули с ремонтом квартиры. По ее словам, дочь нашла телефон якобы специалиста на Авито, позвонила, но ответил диспетчер, который сообщил, что передаст их номер мастеру.
«Молодой мужчина пришел, все по-деловому обмерил, оценил объем работ, назвал цену, – рассказала нижегородка в письме. Мы согласились, он прислал по телефону список материалов, сказал, что может заказать на базе подешевле и привезти».
А дальше началось то, чего женщина не ожидала. «Материалы он привез, – пишет она. – Но не все». Чек, по ее словам, не передал, назвал только сумму, которую ему надо отдать за материалы. Причем взял деньги даже за те, которые не привез, пообещав, что довезет. А после этого исчез.
Только потом нижегородка узнала, что сумма, которую она заплатила за «расходники», неадекватно велика. Но было уже поздно, так называемый мастер «исчез», а их телефоны внес в «черный список», чтобы не могли дозвониться. Нижегородка позвонила диспетчеру, но он сказал, что с ними никто не сотрудничал, ничего не привозил.
«Вывод напрашивается простой: нельзя никому верить там, где деньги, – пишет она. – Надо сначала все обдумать, с кем-то посоветоваться, а при встрече с такими «мастерами» диктовать свои условия. Но как переделать себя?»
Нижегородка надеется, что ее случай, рассказанный в газете, кого-то спасет от необдуманного шага. Правда, в Управлении Роспотребнадзора по Нижегородской области считают, что ей также не стоит сдаваться.
– Потребитель со своей стороны, как добросовестный получатель услуг, исполнила свои обязательства и передала деньги, – отметила заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Эльмира Горюнова. – Поэтому любыми законными способами, может быть, даже подачей гражданского иска, потребителю необходимо попытаться взыскать свои денежные средства.
Проверьте отзывы
По ее словам, нижегородке сейчас стоит обратиться в правоохранительные органы, поскольку пришедший к ней «мастер» присвоил чужие деньги. То, что она их передала, может подтвердить дочь заказчицы услуг. А когда станет известно, кому переданы деньги, – обратиться в суд с гражданским иском.
Эльмира Горюнова отметила, если автор письма обратится в их ведомство, ее обязательно проконсультируют. А если выяснится, что недоброкачественную услугу оказывало юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые подпадают под действие закона «О защите прав потребителей», то тогда окажут судебную помощь.
– Нужно быть осторожным, если человек заключает договор с физическим лицом. В этом случае нормы закона «О защите прав потребителей» не применяются, – сообщила заместитель начальника отдела защиты прав потребителей. – Применяются только общие положения Гражданского кодекса.
В то же время юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП) тоже рекламируются на таких интернет-сервисах для размещения объявлений, как Авито. И прежде, чем заключать с ними договор, стоит посмотреть отзывы. Обратить внимание, имеется ли сайт у компании или ИП. А по данным ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика), либо ОГРН (основной государственный регистрационный номер), на сайте налоговой службы можно узнать, действующая ли это в настоящее время организация.
– Бывают случаи, когда потребитель заключил договор с той или иной компанией или индивидуальным предпринимателем, но потом выясняется, что они уже не ведут свою деятельность. На это тоже надо обращать внимание, – посоветовала эксперт.
Если исполнитель услуги выбран, обязательно надо заключить письменный договор. В нем необходимо прописать стоимость основных и дополнительных услуг, сроки выполнения работ. Если сроки будут нарушены или договором не установлены, заказчик услуги сможет такой срок установить самостоятельно. А если работа не будет сделана, а услуга не будет оказана, расторгнуть договор и потребовать возврата денежных средств. И, конечно, по словам Эльмиры Горюновой, никогда не надо стесняться требовать чек. Именно он подтверждает, что с заказчиком вы расплатились, деньги за услуги внесли.
Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.