Настоящее открытие сделали реставраторы, которые восстанавливали усадьбу Рукавишникова на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде. В ходе работ в приемной купца они обнаружили чудом уцелевшую в множественных переделках греческую мозаику.
— Пол в приемной был выложен березовым паркетом еще в советские годы.
Поскольку, по словам директора Нижегородского государственного
— Поэтому на месте отреставрировать ее было невозможно. Пришлось мозаику убирать, фундамент выравнивать и лишь потом возвращать ее на место, — добавил Вениамин Архангельский.
Греческое чудо вырезали из пола сегментами, бережно, чтобы не повредить, укладывали на мягкую мешковину и увозили в мастерскую. Там мозаику помещали в специально созданные ложи, по кусочку очищали и реставрировали.
Домой цветные камушки возвращали примерно тем же способом. И уже в приемной Сергея Михайловича Рукавишникова по сантиметру сопоставляли кусочки, укладывая на пол примерно так, как укладывают плитку.
— Там, где можно, мозаику мы старались сохранить. И заменили новым всего один процент, — добавил Валерий Камальдинов.
А доставляли камушки разных пород Сергею Михайловичу аж из Италии, Греции и с Кипра. Подбирали гранит, мрамор и известняк по цвету. Коричневые камни, использовавшиеся в мозаике, можно было найти, например, только на родине Олимпийских игр.
И такой греческой мозаики в Нижегородской губернии боле не было ни у кого.
— Рукавишников был очень интересный и смелый инженер. Все новации были у него. Первая лампочка в Нижегородской губернии появилась именно в этой усадьбе, первая система отопления — здесь, горячая вода — у Рукавишникова. А под лестницей этого дома проходило кондиционирование! — не скрывает восхищения директор
Не удивительно, что реставраторы выхаживали греческую мозаику как ребенка, не пожалев на ее восстановление год.
Светлана МЕДВЕДЕВА.
Справка «НН»
Для рисунка греческой мозаики характерны рациональные, геометрические фигуры, а в качестве материала в ней использовались только камни.
В центре пола приемной Рукавишникова изображена шестигранная звезда, а в каждом углу — цветок. Этот простой на вид рисунок символизирует богатство и благополучие, которым в старину придавали большое значение.
Кстати
Когда Рукавишникова спросили, в каком стиле он строит свой дом, тот ответил: «У меня денег хватит на все стили». И действительно, фасады и интерьеры его усадьбы — яркий образец архитектуры академической эклектики. Тогда смешение стилей было модным: барокко, рококо, классицизм.