А в полу звезда горит

А в полу звезда горит

Настоящее открытие сделали реставраторы, которые восстанавливали усадьбу Рукавишникова на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде. В ходе работ в приемной купца они обнаружили чудом уцелевшую в множественных переделках греческую мозаику.

— Пол в приемной был выложен березовым паркетом еще в советские годы. Из-за его плохого состояния мы стали его разбирать, — рассказывает «НН» генеральный директор компании-реставратора Валерий Камальдинов. — Вскрыв паркет, мы обнаружили под ним красный линолеум. Убрали его — там мастика. А под мастикой — настоящая греческая мозаика!
Поскольку, по словам директора Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Вениамина Архангельского, усадьба Руковишникова находится в оползневой зоне, пол в ней «гулял» в разные стороны. И в результате некоторые небольшие фрагменты уникальной мозаики потерялись.

— Поэтому на месте отреставрировать ее было невозможно. Пришлось мозаику убирать, фундамент выравнивать и лишь потом возвращать ее на место, — добавил Вениамин Архангельский.
Греческое чудо вырезали из пола сегментами, бережно, чтобы не повредить, укладывали на мягкую мешковину и увозили в мастерскую. Там мозаику помещали в специально созданные ложи, по кусочку очищали и реставрировали.
Домой цветные камушки возвращали примерно тем же способом. И уже в приемной Сергея Михайловича Рукавишникова по сантиметру сопоставляли кусочки, укладывая на пол примерно так, как укладывают плитку.

— Там, где можно, мозаику мы старались сохранить. И заменили новым всего один процент, — добавил Валерий Камальдинов.
А доставляли камушки разных пород Сергею Михайловичу аж из Италии, Греции и с Кипра. Подбирали гранит, мрамор и известняк по цвету. Коричневые камни, использовавшиеся в мозаике, можно было найти, например, только на родине Олимпийских игр.
И такой греческой мозаики в Нижегородской губернии боле не было ни у кого.

— Рукавишников был очень интересный и смелый инженер. Все новации были у него. Первая лампочка в Нижегородской губернии появилась именно в этой усадьбе, первая система отопления — здесь, горячая вода — у Рукавишникова. А под лестницей этого дома проходило кондиционирование! — не скрывает восхищения директор историко-архитектурного музея-заповедника.
Не удивительно, что реставраторы выхаживали греческую мозаику как ребенка, не пожалев на ее восстановление год.

Светлана МЕДВЕДЕВА.

Справка «НН»

Для рисунка греческой мозаики характерны рациональные, геометрические фигуры, а в качестве материала в ней использовались только камни.
В центре пола приемной Рукавишникова изображена шестигранная звезда, а в каждом углу — цветок. Этот простой на вид рисунок символизирует богатство и благополучие, которым в старину придавали большое значение.

Кстати

Когда Рукавишникова спросили, в каком стиле он строит свой дом, тот ответил: «У меня денег хватит на все стили». И действительно, фасады и интерьеры его усадьбы — яркий образец архитектуры академической эклектики. Тогда смешение стилей было модным: барокко, рококо, классицизм.

Следите за нашими новостями в удобном формате