Идя поздно вечером с электрички, в деревне я встретил двух старушек преклонного возраста, одна с клюкой, другая с собакой обходили деревню «дозором». Нужда заставила организовать ночные обходы в связи с пожарами. Естественно, спасти от огня свою деревеньку они не смогут, а поднять тревогу — вполне. По деревне Захарово, что близ Семенова, развешано около десятка «рынд» — кусков металла с металлическими колотушками. Многие висят на колодцах, но из них лишь три с водой на глубине десятка метров, и пожарные машины закачать воду из них просто не могут.
Представителем «власти» в деревне многие годы избирается Сергей Корьев, в прошлом пожарный. Он и поведал об организации противопожарных мероприятий.
Веским «аргументом» против огня на пожаре является вода, которой, к сожалению, в деревне нет. Поблизости есть три пруда, из которых два пересохли, а к третьему нет оборудованного подъезда, или, как именуют, «пожарного пирса». Была плотина и запруда с достаточным количеством воды, но ее давно прорвало, вода ушла, восстанавливать ее никто не собирается.
Есть водопровод, но нет гидранта, его сняли, когда прокладывали новые трубы. Неприятность случилась зимой: вода в трубах замерзла и появилась лишь ближе к лету. Есть водонапорная башня, из которой можно заливать пожарные цистерны, но нет небольшого приспособления, а именно так называемой «полугайки» для подсоединения рукава. Нет возможности в течение ряда лет приварить патрубок к водопроводной трубе!
Наши предки знали, какую опасность представляет пожар для деревянных строений. В каждой деревне на телеге подвозили ручной насос, были и бочки с водой. За каждым домом был закреплен инвентарь, с чем хозяин должен был бежать на пожар. Это топор, лопата, багор, ведро и др. Имелись у домов и емкости с водой и песок. Как пишут историки, запрещалось оставлять топящиеся печи в страду без присмотра, и специальные люди следили строго за «дымом» с тем, чтобы все огни были погашены, когда народ из деревни уходил на полевые работы. Да и Нижегородская ярмарка не раз горела. Было правило вечером после определенного часа тушить все огни, включая лампады в лавках, и за этим строго следили «надсмотрщики». Да и до настоящего времени во дворах Нижегородского района можно встретить огромные кирпичные брандмауэры, они как крепостные стены спасали деревянные строения от выгорания, отделяя одну часть квартала от другой.
Была в деревне хорошая или плохая, но противопожарная система. В колхозном прошлом здесь имелась пожарная автомашина и пожарный расчет, вступавший первым в борьбу с огнем.
Теперь ближайшая часть находится в 12 км (в Семенове), другая — в 20 км. От сигнала до приезда времени потребуется больше, чем горит не только дом, но и вся деревня, что показали пожары этого лета. Даже если и прибудут пожарные, то за водой придется справляться в соседнюю деревню.
Так получилось, что этим летом отрезали все десять светильников от электрической линии — хотели установить электрический счетчик на линию наружного освещения. Теперь ни счетчика, ни освещения в деревне.
Напросился пойти в дозор с Сергеем. Часто ему приходится по нескольку ночей исполнять обязанность «ночного сторожа», так как не все жители участвуют в этом мероприятии. Пришлось нам увидеть несколько многолюдных компаний, весело празднующих
Недавно опахивали деревни. Но поля заросли травой, и они теперь представляют не меньшую опасность, чем лес или торфяники. Полоса вспаханной земли вряд ли поможет спастись от огня при таких зарослях. Неужели даже сегодняшние события не станут поводом для принятия кардинальных противопожарных мер? Нужно восстанавливать систему, а не прикладывать примочки!
Борис ИЗВЕКОВ.