Услуги в один клик

Сейчас много говорят про цифровизацию. Но может ли она быть в ЖКХ? Как считают специалисты IT-отрасли, может. Уже имеются цифровые решения, которые помогают как управляющим многоквартирными домами компаниям в их деятельности, так и жильцам.

Как рассказал генеральный директор одной из IT-компаний Сергей Колодей во время конференции «Цифровая индустрия промышленной России», они разработали мобильное приложение информационной системы ГИС ЖКХ, которое в настоящее время тестируется в трех регионах России. И скоро через него можно будет проводить общие собрания собственников жилья, устраивать голосования, выбирать или переизбирать управляющие компании и так далее.

Сейчас, по его словам, 70 процентов жителей многоэтажек испытывают сложности при общении с управляющей компанией, 50 процентов не имеют возможности вовремя передавать данные приборов учета. А задолженность населения, предприятий и организаций за ЖКХ на конец 2021 года, Сергей Колодей привел данные Министерства строительства и ЖКХ России, составила около полутора триллионов рублей. 

В то же время в IT-компании выяснили, что жители готовы платить за чистоту и комфорт, за заботу о себе и своих питомцах в отсутствие хозяина, за безопасность… И электронные сервисы в этом могут помочь. Причем надо, чтобы заказывать, в том числе ЖКХ-услуги, можно было, не вставая с дивана, как сейчас мы заказываем еду, лекарства и так далее.

В Министерстве энергетики России отметили, что так уже можно отправить заявку на газификацию через портал госуслуг. «Прикрутили» к этому делу даже робота Макса. И теперь ему можно написать «хочу иметь газ», и он сможет помочь. В следующем году планируется, что таким же способом можно будет заказывать услугу по присоединению к сетям электроэнергии.

– Задача – исключить беготню по организациям, сделать так, чтобы получить услуги человек мог, не вставая со стула, – сказал заместитель министра энергетики России Эдуард Шереметцев.

Он напомнил, что в настоящее время счетчик электроэнергии является зоной ответственности ресурсо­снабжающей организации. И это первая ласточка, поскольку в квартирах еще должны быть установлены приборы учета горячей и холодной воды, газа… И надо подумать, как сделать так, чтобы за них тоже отвечали ресурсники. 

– Цифра – основа того, как можно повысить эффективность отраслей, в том числе ЖКХ, – считает заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Константин Михайлик. По его словам, цифровыми инструментами, которые курирует ведомство, являются программа «Умный дом» и государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

Причем последняя – уникальное, огромное хранилище информации. И в настоящее время стоит задача – сделать эту систему максимально полезной и работающей. Чтобы там появились сервисы, которые позволят стать жилищно-коммунальной отрасли максимально «прозрачной». Людям понимать, за что они платят, а компаниям экономить деньги. В годовом выражении экономия за счет цифровых решений может составить около 50 млрд руб­лей. Правда, пока вкладываются в цифровизацию компании ЖКХ очень неохотно. По стране таких десятые доли процента.

Дарья Светова.

Следите за нашими новостями в удобном формате