В современных военных конфликтах просто нельзя недооценивать роль разведки. Сегодня её проводят с помощью спутников, авиации, беспилотных летательных аппаратов. Ощетинившиеся антеннами и локаторами корабли, самолёты, автомобили анализируют различные радиотехнические данные и излучения. Но, несмотря на весь технический потенциал, зачастую вскрыть хорошо замаскированную, не выходящую в эфир цель может только войсковая разведка.
Дорогой подарок
Темно-зелёный пикап появился на просёлочной дороге внезапно. Шустро промчавшись по просёлку, он выскочил на огневой рубеж войскового стрельбища. Едва колёса автомобиля остановились, как стоящий в кузове, прикрытый специальным броневым щитком пулемётчик начал стрелять по появившимся в поле мишеням. Пользуясь огневым прикрытием, бронированные двери «Патриота» одновременно раскрылись. Экипаж машины чуть ли не синхронно выскочил из кабины и тут же скрылся в траншеях. Несколько мгновений, и к басовитому гулу пулемёта добавились короткие автоматные очереди. Через минуту стрельба прекратилась. Все цели поражены. По сигналу командира разведчики также быстро загрузились в салон. Автомобиль, рыкнув двигателем, стремительно набрал скорость и вскоре скрылся в лесу за крутым поворотом.
Как позже выяснилось, этот автомобиль был специально изготовлен для бойцов разведывательной роты бывшим военнослужащим внутренних войск Юрием Васильевичем Шингиным, который много лет назад проходил срочную службу в бригаде оперативного назначения Приволжского округа. Сегодня он живёт в Саратовской области, где занимается довольно успешным сельскохозяйственным бизнесом. После начала специальной военной операции решил помочь своим землякам и сослуживцам. В бригаде служит много офицеров и контрактников из Саратова. Связался с командованием, представился, спросил, что нужно в командировку на Украину. Его попросили изготовить легкий бронированный пикап.
Мужик сказал – мужик сделал. Спустя месяц после телефонного разговора в бригаду приехал бронированный «Патриот», переделанный по полученному техническому заданию. Над изготовлением автомобиля трудился весь коллектив предприятия. Торопились, чтобы уложиться в срок. Понимая, что такой техники не хватает на горячем «передке».
Доброволец
После огневой подготовки разведчики продолжают комплексное занятие по тактико-специальной подготовке. По густо заросшему лесу бойцы передвигаются практически бесшумно. Несмотря на большие рюкзаки, группа быстро продвигается вперёд. Сегодня ею командует младший сержант Дмитрий Строев. Ветеран боевых действий. Именно благодаря таким людям можно с уверенностью сказать: «Бывших разведчиков не бывает».
Дмитрию уже давно за сорок. И большую часть своей жизни он провёл на «гражданке». После окончания юридического факультета Чебоксарского современного государственного института в 1999 году, крепкого, спортивного парня призвали на службу в отдельный разведывательный батальон внутренних войск, дислоцирующийся под Ставрополем. После прохождения подготовки благодаря меткой стрельбе и выносливости был назначен на должность пулемётчика. Почти год не вылезал со спецопераций в Чечне.
– Там, на передовой, сразу становилось ясно: боец ты или нет, – вспоминает Дмитрий Строев. – Бывает, иногда не похож человек на крутого разведчика: маленький, невзрачный, тихий, зато в бою проявляет себя настоящим героем. А иногда, наоборот, физические данные прекрасные, кулаки с пивные кружки, а морально не готов. Такие в разведке не задерживаются, не выдерживают экстремальных нагрузок. Так что помимо физической выносливости бойцу ещё необходима сила воли. Характер…
После увольнения в запас Дмитрий начал работать по специальности. Потом заинтересовался строительством. Окончил две магистратуры государственного архитектурно-строительного университета по направлению промышленного, гражданского и автодорожного строительства. Женился. Супруга родила счастливому отцу двух прекрасных сыновей: Богдана и Фёдора. Бизнес рос, ширился. Но в феврале 2022 года началась специальная военная операция. В первый же день Дмитрий созвонился со своими сослуживцами. Обсуждали, чем и как могут помочь своим братишкам-разведчикам. Кто-то предлагал скинуться деньгами, кто-то хотел вернуться в строй. В нём ещё долго боролись успешный бизнесмен, хороший семьянин и разведчик – рядовой запаса Строев. Победил последний. Приняв решение вернуться на службу в спецподразделение, он начал готовить свою фирму и семью к крутым переменам в жизни. С бизнесом прошло всё спокойно, передал дела заместителю. А вот с супругой было непросто. Поначалу жена впала в панику, потом долго ругалась. Затем успокоилась и сказала:
– С тобой спорить бесполезно. Раз думаешь, что ты сможешь помочь, то иди. Я тебя дождусь. Может, так и надо, бить врага вдали от дома, пока он не ступил к нам на порог…
Ученье не мученье
– В бригаде и подразделении меня приняли как родного, – говорит младший сержант Строев. – Пришёл с предписанием в строевую часть, прошёл собеседование с командиром бригады. Узнав о моей службе в спецподразделении и наличии боевого опыта, меня тут же назначили на должность командира отделения в разведывательную роту. Получил оружие и имущество, начал готовиться в командировку. В подразделении ребята все молодые, отнеслись ко мне с уважением, всё-таки я их намного старше. А вот боевого опыта, у них, может быть, даже больше чем у меня. Поэтому учимся друг у друга всему самому необходимому на войне. За прошедшие годы многое изменилось. По сравнению с боевыми действиями на Северном Кавказе сражения в зоне СВО стали намного технологичнее. Да и противник серьёзный. Против нас на Донбассе используют весь спектр вооружения: танки, авиацию, ракеты, артиллерию. Современный разведчик должен не только уметь маскироваться и хорошо стрелять, он обязан уметь использовать против врага весь спектр вооружения, применяемого в зоне боёв. Именно поэтому помимо занятий в бригаде, мы выезжаем на полигоны Министерства обороны, где инструкторы обучают нас стрельбе из ПЗРК (переносные зенитно-ракетные комплексы) и ПТУР (противотанковые управляемые ракеты. – Прим. автора). Мои сослуживцы уже выполняли боевые задачи в зоне СВО: проводили разведывательные поиски, находили схроны националистов, устраивали засады, доводилось и штурмовать занятые врагом деревни. Они рассказывают много интересного. Учат, как правильно маскироваться или скрыться от вражеского БПЛА, даже оборудованного тепловизором. Это очень важно, когда приходится устраивать ночную засаду на диверсионно-разведывательные группы противника.
– Неделю назад за мной и моим отделением на время командировки закрепили бронированный пикап, – объясняет Дмитрий. – Подобная машина на вооружение бригады поступила впервые. Не всегда удобно вести разведку на бронетранспортёре. А тут тихо подъехали, разведали. Можно небольшой груз доставить или раненого эвакуировать. Так что сейчас тренируемся, осваиваем новую технику. Надеюсь, она себя хорошо покажет в бою. А до него, судя по всему, осталось недолго.
Справка «НН»
Боевой автомобиль на базе пикапа УАЗ-3163 «Патриот» может оснащаться различными пулемётами и автоматическим гранатометом АГС-17. Многие военные эксперты считают, что подобные машины – идеальное оружие для боевых рейдов и патрулирования на большие расстояния. Подобные боевые автомобили активно применяются ВСУ в зоне СВО.
Подполковник Николай Петелин. Фото Антона Рузавина.