Быль становится сном, в который погружается главный герой

Быль становится сном, в который погружается главный герой

Октябрьская премьера нижегородского театра «Вера» – спектакль «Сказка ангела» – рассказывает об одном небольшом, но важном событии в истории России, через призму фантазий любознательного мальчика. 

Спектакль начинается вполне реалистично – с современных семейных проблем, когда папе вечно некогда заниматься ребенком, а мама имеет свои представления о правильном воспитании. Сын настойчиво просит внимания – прочесть ему на ночь сказку, попутно задавая десятки косвенных воп­росов.

Но далее быль становится сном, в который погружается главный герой – юный петербуржец Ванюша (его играют артисты Александра Трушкина и Валерий Петенев). В детских сновидениях может случиться что угодно, если на помощь прилетит Ангел сказок: время вернется на 320 лет назад, дом превратится в крепость, папа и мама обернутся Царем и Царицей, ну а животные заговорят человеческими голосами. И то, о чем было прочитано, оживет и заиграет яркими красками.

Театрализованное краеведение

Пьеса народного артиста РСФСР Андрея Толубеева «Падение Ниеншанца» была написана для кукольного спектакля, однако в Нижнем Новгороде состоялась ее первая постановка в драматическом театре. Хотя и у нас в некоторых сценах были использованы куклы – дублеры актеров и приемы театра кукол.

Автор рассказал для детей историю родного города в игровом ключе. Ведь предшественником нынешнего Санкт-Петербурга, на месте впадения реки Охты в Неву, была шведская крепость Ниеншанц. В начале XVIII века, в ходе Северной войны, после осады она сдалась без штурма российским войскам. О возможных причинах капитуляции повествует произведение, неслучайно появившееся на сцене в год 350-летия Петра I.

Несказочные волшебники

Непростой драматургический материал поставил молодой нижегородский режиссер Андрей Богданов, предложив жанровое решение в форме исторической авантюры. Пьеса довольно многословная, населена большим количеством участников, и некоторые из них появляются лишь в одном эпизоде, а центральный герой практически не участвует в развитии событий, дав возможность персонажам самим изменить ход истории. Однако постановочной команде удалось найти баланс: показать домашний мир и войну, какими их видят дети младшего возраста – учащиеся начальной школы: уже не малыши, но еще не подростки.

Представление о прошлом новое поколение, зачастую, берет из фильмов, поэтому композитор Марк Булошников создал мелодии – смешные, узнаваемые аллюзии то к комедиям Гайдая, то к голливудским блокбастерам. Это подсказки для самых внимательных зрителей.

Петербургский художник Оганес Айрапетян представил минималистичное решение в оформлении спектакля. Все события происходят в единых декорациях условного дома, каким его часто рисуют дети – контурами, усугубляя перспективу, напомнив раскладывающиеся книги. А наполнить светлые стены цветом, как в раскраске, помог художник по свету Сергей Гаевой из Минусинска.

Действующие лица объединены в несколько ансамблевых «трио». Это семья мальчика с родителями, которых играют Татьяна Кириллова и Алексей Ганюшин. Затем (их возможное альтер эго) кот Брут, оказавшийся контрразведчиком, мышонок Алексашка, с навыками бравого мушкетера, и Лизетта – царская кобыла, в барочном наряде. Костюмированный карнавал в исполнении Александра Георгиева, Дарьи Федоровой и Марии Каддо стал двигателем сюжета. В каждой из сторон конфликта нашлись свои герои. Трем представителям шведских солдат, украсив действие импровизациями, противостоят нелепые и обаятельные вояки (Твердыкин, Петухов и Куропаткин), сыгранные Олегом Юловым, Денисом Зиненко и Георгием Федосеевым. И для Ангела (Дарьи Кузьминой) нашелся прототип из окружения Вани.

Какую роль в падении крепости сыграли животные, предлагаем узнать зрителям самим на следующих показах – 18 ноября и 4 декабря. (6+)

Ольга Плаксунова. Фото Андрея Абрамова, предоставлено театром.

Следите за нашими новостями в удобном формате