Музыка нового формата

Музыка нового формата

Международный фестиваль современной музыки «Картинки с выставки» в седьмой раз прошел в Нижнем Новгороде.

Спустя пять лет, нижегородский фестиваль камерной музыки вновь вернулся в культурную жизнь города. И поскольку большой зал нижегородской консерватории (главного организатора события) до декабря закрыт на глобальный ремонт, творческие встречи с композиторами прошли в малых аудиториях вуза, а шесть концертов насыщенной программы были проведены на других дружественных площадках. Три из них, символично, прозвучали в центре современного искусства Арсенал (киноконцертном зале Волго-Вятского филиала ГМИИ имени А.С. Пушкина), другие – в хоровом колледже и филармонии.

На открытии президент консерватории Эдуард Фертельмейстер, предваряя выступление музыкантов, вспом­нил об истории создания проекта и резонансе концертов современной музыки на нижегородской земле. Первый из них позже переродился в Сахаровский фестиваль, стал традиционным и теперь объединяет музыку всех направлений, хоть и задумывался изначально для камерных сочинений новых авторов. Премьеры ныне известных произведений когда-то впервые были исполнены именно в Горьком, на фестивалях таких композиторов, как Д. Шостакович и А. Шнитке, вызвав небывалый для тех лет ажиотаж (вплоть до оцепления залов милицией).

Создателем и подвижником фестиваля много лет был композитор, профессор консерватории Борис Гецелев. Год назад он ушел от нас. В память о нем, на заключительном концерте прозвучала его пятая симфония. Дело продолжили его ученики: художественный руководитель – Марк Булошников и директор фестиваля Оксана Зароднюк.

В концертах приняли участие, по словам ректора консерватории, профессора Юрия Гуревича, лучшие музыканты России и даже мира, такие ансамбли, как «Студия новой музыки», МАСМ (Московский ансамбль современной музыки), «OpensoundOrchestra», симфонический оркестр Нижегородской филармонии и камерный хор «Нижний Новгород». Они исполнили произведения 25 российских  и зарубежных композиторов второй половины ХХ и XXI века (в том числе нижегородских), а также современные интерпретации старинных сочинений. Фестиваль ставил задачу представить панораму современной музыки, без единой темы, заданных авторских техник и каких-либо ограничений.

Многие произведения стали открытием для нижегородских меломанов. Важно было не только качество звучания, но и то, как их исполняли. Как наглядно продемонстрировали исполнители, порой партитура напоминала архитектурный чертеж, в котором авторы математически выстраивали ноты и просчитывали звуковые эффекты, сделав ставку не на гармоничное звучание, а на новизну приемов. А некоторые композиции потребовали от музыкантов нехарактерных артистических талантов, потому что предполагали подачу реплик, перемещение по залу, интерактив с публикой, с перебрасыванием больших воздушных шаров с фонариками внутри, превратив акустический вечер в оригинальный перформанс. Возможно, все это было нужно, чтобы максимально отличиться от привычных академических канонов: пусть без понятного смысла, но зато эффектно внешне. Впрочем, о концепции и творцах подробно рассказывалось в программках концертов, разъяснив происходящее.

Проект получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Союза композиторов России, поэтому все события для слушателей были бесплатными. (6+)

Анастасия Умнова. Фото организаторов.

Следите за нашими новостями в удобном формате