Чугунное наследие немецких мастеров

Чугунное наследие немецких мастеров

Сто лет назад прекратил свое существование Илевский чугунолитейный и железоделательный завод, своим художественным литьем прославивший Нижегородскую губернию далеко за ее пределами. Здесь были отлиты ажурные чугунные решетки для ограды Александровского и Кремлевского садов в Москве, кони и колесница для квадриги Славы, украшающие ворота Иверской заставы, а также фонтаны в центре Нижнего Новгорода.

Ради тонны железной руды…

Оказывается, здесь проложили первую монорельсовую дорогу — «грузокат» для перевозки 120-пудовых заготовок от Илева до Вознесенского завода. Чтобы представить, каким был завод и что от него осталось, Нижегородский региональный общественный фонд деятелей культуры «Дать понять» организовал экспедицию в Вознесенский район Нижегородской области в рамках проекта «Места памяти».
В 1772 — 1774 годах коллежский асессор, член дворцовой канцелярии Рознатовский на реке Илевке построил чугунолитейный и железоделательный завод в Верхнем Илевском и Нижнем Запасном. В 1776 году он был куплен братьями Андреем и Иваном Баташевыми за 170 тысяч рублей. По сути, они получили готовый завод с крупным лесным массивом и большим количеством мастеровых для основных производственных операций и крестьян для вспомогательных работ (765 человек).

Руду добывали на территории Ардатовского уезда и к западу от реки Оки до Череватова и Макателема. В рудоносную зону входили также Дивеево, Елизарьево и окрестности реки Сатис. Всего в распоряжении Илевского завода было 46 рудников, а его потребность в железной руде составляла 680 тысяч пудов в год.
Богатая содержанием железа руда залегла в недрах земли не сплошным пластом, а гнездами, что осложняло ее добычу. Рудоносные участки для разработки завод арендовал у местных землевладельцев и у крестьянских обществ. Добычу руды, ее доставку гужевым транспортом вели местные крестьяне. Работали они осенью и зимой, по окончании полевых работ. Перед началом добычи руды все они получали денежный аванс, чтобы рассчитаться с оброчными платежами по земским повинностям.

Война и мир по-баташевски

При разделе имущества между братьями Баташевыми в 1783 году Илевский завод вместе с Гусевским и Ермишинским получил старший брат — Андрей Родионович. Баташевские заводы совместными усилиями ковали победу в русско-турецкой войне 1787 — 1791 гг., поставив на Черноморский флот разного снаряжения весом до 600 000 пудов. Командующий флотом адмирал Федор Ушаков признавал, что в известной мере своими победами при Чесме, Тендре и у Калиакрии он обязан Баташевским заводам, оснастившим оружием его эскадры.

Мирное время положило начало разорению заводов, хотя Илевский завод выгодно отличался производством художественного литья: пепельницы, дверки печек, фонтаны, надмогильные памятники, гончарные штампы, ажурные решетки, рамки. В 1816 году, после смерти Андрея Андреевича Баташева (Черного), сына А. Р. Баташева, наследники «владимирских Мономахов» не смогли обеспечить адекватное развитие производства. Они судились из-за наследства, чем и воспользовались всевозможные опекуны и управляющие.

В 1833 году губернская комиссия признала условия труда заводских рабочих очень тяжелыми. Рабочий день продолжался с 6 утра до 11 вечера. Заработную плату рабочим выдавали нерегулярно. На этой почве росло возмущение мастеровых и крестьян, выливавшееся в забастовки, стачки, антиправительственные кружки, террористические акты. Рабочих волновали длительные невыплаты зарплаты, поскольку их изделия продавали по низкой цене. Мастеровые Илевского завода жаловались на жестокое обращение заводовладельца Петра Баташева в Санкт-Петербургский горный департамент. 27 февраля 1844 года становой пристав Ардатовского уезда Нижегородской губернии прибыл в Илев по разным следственным делам и для взимания разных недоимок.

И тогда были кризисы

В феврале 1855 года полая вода прорвала на заводе плотину, разрушила некоторые участки производства. От нашествия стихии сохранилась лишь одна домна. Высох пруд. Производительная база была серьезно подорвана. Более того, предприятие стало лихорадить из-за трудностей сбыта. Долгие годы продукция заводов сбывалась оптовым торговцам на месте, так как предприятие находилось в значительном удалении от железной дороги и судоходных водных артерий. Не желая оптимизировать производство, наследники Баташевых предпочли выставить завод на публичные торги.
В итоге в середине 1860-х годов предприятие перешло в собственность Общества Шиповских горных заводов, но и при новых хозяевах продолжало влачить жалкое существование.

В декабре 1897 года ситуация на Илевском заводе привлекла внимание генерал-губернатора Павла Унтербергера, недавно заступившего на свой пост. Приехав в Илев на санях, он посетил сельский сход, Спасскую церковь, школу, больницу и само предприятие. Результатом этой поездки стал переход завода во владение генерала Струве и возобновление его работы на одной доменной и семи плавильных печах. Однако из-за промышленного кризиса в России, который охватил всю страну на рубеже XIX — XX вв., в 1910 году Илевский завод все-таки остановился окончательно. Его имущество купили владельцы Бушуевского завода, а машины и оборудование пошли на лом.

Ждут реабилитации

Спустя сто лет о промышленном наследии в этих местах напоминают лишь бывшие заводские пруды, Спасская церковь (на колокольне сохранилась чугунная табличка, отлитая на Илевском заводе) и остатки бывшей усадьбы Лессинга. Кстати, усадьба «русского немца с германским паспортом» включена в реестр загородных усадебных комплексов Нижегородской области из-за сохранившегося парка.

Однако нам еще предстоит узнать, какое отношение к Илеву имел Антон Иванович Лессинг, учредивший в 1881 году вместе со Струве и Голицыным Русское товарищество выксунских железоделательных заводов и ставший в 1891 году их собственником. Роковой 1914 год поставил крест на немецком присутствии в Выксе. Сам Антон Иванович умер в Германии в 1915 году, а его сын Богдан — с 1910 года фактический глава выксунских заводов — был выслан в Вологду 30 июля 1914 года.
На фоне исторических катаклизмов XX века предубеждение к немцам было так велико, что посмертная «реабилитация» промышленной династии Лессингов начинается лишь в наши дни.

Галина ФИЛИМОНОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате