Выйдя на пенсию, пожилая учительница нашла могилу пропавшего на войне отца

Выйдя на пенсию, пожилая учительница нашла могилу пропавшего на войне отца

Нина Михайловна Калинникова, педагог по профессии, считает, что самое лучшее «лекарство» от старости – это память о своей семье, восстановление забытых страниц семейной истории для потомков, которые будут жить дальше. 


Найти могилу или место гибели пропавшего без вести отца она стремилась долгие годы, но когда вышла на пенсию, появилось время вплотную заняться поисками. Ни на секунду она не сомневалась в том, что ее отец погиб героически. Тысячу раз перечитывала его последнее письмо, написанное в тяжелом 1942 году, где он заверял семью, что враг будет разбит и победа обязательно придет.

Михаил Николаевич Шаин был директором школы в селе Зарайское Ивановской области. Нина, по нынешним меркам дитя войны, пошла тогда в первый класс, и пом­нит, как папа уходил на войну. Мама, тоже учительница, в начальных классах, ждала ребенка, и это была сестра Надя, которую отец никогда так и не увидел, но знал из писем, что родилась девочка Надежда. Уезжал он на санях перед Новым годом. Мама держала Нину на руках. В Шуе он проходил школу политруков, и мама ездила к нему на свидания. Отец пропал, писем больше не было, семья перебралась в Горький. 

– Моя сестра ездила в родное село и рассказывала, что до места, в Зарайское, ее подвез какой-то старик. Узнав, кто она, рассказал, что знает отца, учился у него, что мировой, говорит, был директор, отлично учил ребят математике и играл на гармошке, устраивая школьные праздники. 

Из архивных документов военкомата стало известно, что отец служил в пехотном полку и был защитником Ленинграда. В 2017 году питерский военкомат наконец сообщил, что погиб отец в 1942 году, в мае, в Мясном бору под Ленинградом. В этом месте ведутся раскопки, работает поисковый отряд. 

Восьмидесятилетняя учительница, не раздумывая долго, поехала туда. Была в Мясном бору несколько раз, и вот студенты Санкт-Петербурга и Новгорода пригласили ее на церемонию захоронения останков героев войны. Конкретно отца ребятам найти не удалось, но она уже не сомневается, что в этой большой могиле похоронен и ее отец.

– Сердце чувствует, – говорит Нина Михайловна. – Медальоны с фамилиями были далеко не у всех погибших. Так и он, веселый и бодрый, уверенный в себе человек, не думал о смерти и не готовился к ней. 

Торжественный момент похорон отца и его товарищей по оружию Нина Михайловна крепко запомнила. А позже побывала на Пискаревском кладбище, где захоронены те, кого защищал директор школы, политрук Шаин. Зажигала свечи, возложила цветы, сидела и думала о большой жизни и подвиге ленинградцев и их защитников. О том, что еще  рассказала бы детям, ученикам. 

– О моем отце, о войне и ее героях я много раз рассказывала своим ребятам, поколениям учеников 148 школы, где 43 года преподавала литературу. История моей семьи получила продолжение, и без вести пропавших, безымянных и забытых стало меньше. Наш долг рассказать о каждом из них.

Поехала Нина Михайловна и в Подмосковье на мемориал Дорога Памяти, где есть фотографии погибших. Фото отца семья послала и туда, но ей хотелось воочию увидеть и прочитать имя героя политрука. Искала долго среди тысяч снимков, а оказалось, что ее папа в одном из залов смотрит на нее с ярко освещенного фото стенда на застекленной тумбе, выделенный отдельно, как не без вести пропавший, а герой войны.

Нина Михайловна в свои 86 лет по-прежнему следопыт, считает, что жизнь – это постоянное движение вперед. Занятые каждый своей работой дети сперва отговаривали ее от поездок, но видя, как важные дела придают ей сил и энергии, отступились и поддерживают. История семьи пополняется новыми фактами о ее героях.

Ника Перова.

Следите за нашими новостями в удобном формате