Таинственную Тэффи увидели зрители на сцене «Кинофактуры»

Таинственную Тэффи увидели зрители на сцене «Кинофактуры»

«Если в России кто-то обратил на себя внимание, то уж этого кого-то не поздравляю...» Так больше ста лет назад писала выдающаяся и знаменитая Надежда Тэффи – по паспорту Надежда Лохвицкая, которой зачитывались Бунин, Горький, Аверченко и даже Ленин с Николаем Вторым. Та, которую после ее эмиграции в двадцатых годах прошлого века, стали потихоньку забывать.

Она обратила на себя внимание еще в юности, раскрасив свои литературные изыски умным юмором, необыкновенно проницательной наблюдательностью над человеческой природой. Просто, образно, смешно стихами и прозой писала о близком и понятном – о любви, искусстве, отношениях, о том, что движет и волнует.

Камерный театр нижегородки, режиссера Ларисы Серовой помог зрителям вернуть забытые строки, напомнить о той, что, как выяснилось, и через века будет актуальна . Пьеса, составленная самой Ларисой Серовой из отдельных рассказов, остроумно и органично охватила путь человеческой жизни, с ее перипетиями, реальностью и фантазиями, смешными и трагическими одновременно. 

Получился моноспектакль, талантливо сыгранный актрисой Аленой Курагиной. Называется он «...И времени не стало», показан в лофт-пространстве, зале «Кинофактрура» (старинном здании Дома трудолюбия на Варварской). Он удивительным образом возвращает нам из прошлого многоликую и злободневную  Тэффи. Преображаясь из юной красавицы в демоническую женщину, любвеобильную дамочку, и многих других, актриса наполняет пространство маленькой сцены множеством персонажей.

Каждый предмет на сцене имеет свой смысл и становится действующим лицом. Оживают шляпы и пиджаки, любимые самой литераторшей красные туфельки и брошенные на столе перчатки. И забываешь, что на площадке всего один исполнитель, и видишь снег, мягко касающийся щеки ребенка, чувствуешь движение ветра, ощущаешь тепло от белых мягких валенок на ногах. Настоящая зима за настоящими окнами позади сцены дополнят переход во времени. А порой понимаешь, что актриса мистическим образом обретает черты портретного сходства с заглянувшей к нам из толщи времени самой Тэффи – те же кудри, ахматовский нос, кружева, как на старой фотографии с обложки книжки. Трудно понять, чей талант, актрисы, режиссера или самой писательницы ведет тебя за собой. 

Как после этого не назвать чудом художественное слово, которое держит внимание на протяжении всего действия, завораживает с близкого каждому сюжета про воротничок, меняющий жизнь (как у нас притягательный гаджет), и до последнего, описывающего простой и мудрый уход в небытие. Как и задумала  остроумная Тэффи, некто не проговаривает выводы, а только лишь снимает пелену с незамечаемого. Не позволяйте внешним силам управлять вами, научитесь прислушиваться к себе и другим, спасайтесь юмором от жлобов, дураков и пустомель. И все сбудется. 

Вера Чеботарева. Фото Александра Распопова.

Следите за нашими новостями в удобном формате