Нижегородку убедили, что по долгам не надо платить

Нижегородку убедили, что по долгам не надо платить

Сейчас инвалиду второй группы Нине Георгиевне Лукиной не на что жить. Ее зарплата сторожа и половина пенсии уходят на погашение кредитов, которых у нее шесть. 

Защита не сработала

Накопила их Нина Георгиевна случайно, из-за черной полосы, прошедшей косой по ее жизни. Причем косой – выражение не фигуральное: за несколько лет от семьи из семи человек остались двое – она и ее сын, тоже недееспособный инвалид. На похороны приходилось брать небольшие кредиты, чтобы уложиться в бюджет. 

Однако, она считала, что все долги покроет. Для того, чтобы оставить себе только один кредит, взяла заем побольше в одном из крупнейших банков. Но…

– В тот день, когда я брала кредит, чтобы погасить остальные, убили мою дочь, – рассказывает Нина Георгиевна. – У меня в голове все помутилось. Я не выдержала такого испытания и слегла в больницу, где долго лечилась.

Это было, по словам нашей собеседницы, в 2017 году. А в 2018-м когда Нина Георгиевна поняла, что уже не сможет «потянуть» все платежи, она увидела по телевизору рекламу. В ней убедительно рассказывали, как можно быстро и легко с помощью банкротства освободиться от долгов. Наша собеседница решила, что это ее шанс, и обратилась в фирму «Единый центр защиты». 

Там ее «просветили», что не надо оплачивать ежемесячные взносы в банках. При этом долги не будут копиться. Они сами «решат» ее ситуацию. Главное – платить им, что Нина Георгиевна и делала, отдавая половину пенсии – 7,8 тысячи рублей. И так в течение восьми месяцев. 

Но… ничего не менялось. Банки уже подали на нее в суд. Ей звонили судебные приставы и коллекторы… Она им отвечала, что подала документы на банкротство. 

Но, как это сегодня часто бывает, фирма своих обещаний не выполнила. Да и обещания оказались только на словах. На деле потом «всплыл» факт, что Нина Георгиевна подписала договор только на сбор документов. Причем «Единый центр защиты» навязал услуги, которые заявительнице были даже не нужны (но за них, разумеется, брали деньги!). Например, в договоре были прописаны услуги по подготовке заявления для отзыва персональных данных, претензия по запросу документов… В итоге юристы компании только регулярно брали деньги, но Нине Георгиевне не помогали.

Услуг не запишешь в заслуги 

– В настоящее время истец находится в сложной жизненной ситуации, – говорится в решении суда о взыскании денежных средств по данному договору. – Кроме того, на ее иждивении находится сын, который является инвалидом детства (...). Приставы арестовали имущество, удерживают 50 процентов из пенсии и с зарплатной карты. В адрес юридического центра (…) истцом были написаны претензии с требованием расторжения договора и возврата денежных средств. Однако эти требования остались без удовлетворения.

Тогда Нина Георгиевна обратилась в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области, которое подало в суд на ее «защитников» и потребовало признать оказанные ими услуги некачественными. Юркомпании пришлось в суде «отчитываться», что она сделала для исполнения договора. 

– У Нины Георгиевны было четыре кредитных договора – два с банками, два с микрофинансовыми организациями, – рассказала заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Эльмира Горюнова. – И в каждую организацию юридическая компания составила порядка четырех заявлений. Какой-

либо юридической силы они не имели и носили формальный характер.

Например, в юрфирме затребовали у финансовых организаций кредитный договор, который у заемщика был. И юристы «Единого центра защиты» его видели. В итоге удалось признать услуги частично не оказанными и взыскать с ответчика оплаченные по договору средства – 20,2 тысячи рублей. А также компенсацию морального вреда и штраф. Правда, как заметила пострадавшая нижегородка, все равно эти средства пойдут на погашение кредитов. Она эти деньги даже не увидит. 

Вместо комментария

По словам заместителя начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Эльмиры Горюновой, число обращений нижегородцев с жалобами на некачественные юридические услуги в 2022 году выросло. Если в 2021 году их было 112, то в этом – 144. И жители не всегда могут понять, что получили некачественную услугу.

– Потребители экономически слабая сторона, они на самом деле не могут определить, в чем нарушается их право, в чем заключается некачественность услуги,  – сообщила Эльмира Горюнова. – Поэтому чаще всего в жалобах пишут, что обещали достигнуть определенного результата, но он не был достигнут.

Эксперт рекомендует перед тем, как заключать договор, внимательно изучить информацию о компании, узнать отзывы на нее. А если решил заключить договор, то внимательно читать условия договора. В первую очередь, в нем надо обращать внимание, с кем заключается договор, где располагается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Не прекратила ли компания свою деятельность, можно посмотреть на сайте налоговой службы. Иначе предъявить претензию к официально закрывшейся, но фактически действующей организации будет невозможно. 

– Также надо обращать внимание на стоимость договора, на сроки, в течение которых услуга должна быть оказана, – сообщила заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области. – Иногда мы из обращений видим, что договор на оказание услуг заключен сегодня и сегодня же подписывается акт выполненных работ. Вроде бы потребитель не имеет претензий. А по факту из материалов дела видим, что заявления, претензии в государственные органы и коммерческие организации составлены гораздо позднее.

Светлана Муратова.

Следите за нашими новостями в удобном формате