Как сообщала наша газета в марте с.г., режиссер Лилия Вьюгина сделала документальную телекартину о Наталье Медведевой и назвала ее "Большая Медведица". Картина получилась если не конгениальной героине, то уж точно приоткрывающей тайну ее странного, выламывающегося из всех рамок таланта. Фильм купили и... положили на полку. Почему, можно только догадываться. Может, из-за Лимонова, женой которого когда-то была Медведева, а может, из-за Пугачевой, сыгравшей в "постсоветской" судьбе Медведевой роль злой феи, на что фильм Вьюгиной намекает довольно прозрачно...
Предлагаем вниманию читателей интервью с режиссером многострадальной ленты.
- Как тебе показалось, у Пугачевой осталось подспудное чувство вины?
- Не думаю. Она же произносит в картине очень интересную фразу: "Наташа была, как вторая половина меня, которую вы не замечаете". То есть Пугачева, видимо, считает себя таким же бунтарем. И с грустью говорит: "Мне очень жалко, что мы с ней так поздно сошлись". Но они так же легко и разошлись. Я не знаю всей подоплеки, но, судя по всему, после "Рождественских встреч" Алла Борисовна охладела к дальнейшей промоушен-работе с Медведевой. В фильме по этому поводу она говорит потрясающие слова: "Денег-то где взять?"
- Забавно. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: она не стала раскручивать Медведеву потому, что та была ее единственной настоящей конкуренткой. Но в отечественном шоу-бизнесе может быть только одна суперстар - Алла Борисовна.
- А по фильму понятно, что она испугалась конкуренции?
- Еще как понятно!
- Это радует. Впрямую в картине ничего такого нет, но умные зрители все прочитывают.
- Лиля, хочу сделать комплимент. Фильм очень гармоничен композиционно: все начинается с обывательского взгляда на Наталью Медведеву, а потом идет проникновение в глубину - в суть ее необыкновенного характера и трагической судьбы.
- Я должна принимать правила игры телевизионных каналов, поэтому пришлось делать достаточно канонический фильм о судьбе человека. Следуя хронологии.
- Не совсем канонический. В какой-то момент он переходит в другую плоскость.
- Фигура главной героини переходит в знаковую, да. Зрители начинают понимать, что кроме Медведевой были еще некоторые люди, восставшие против привычного порядка вещей. Начинают проводить какие-то параллели. Например, с тем же Высоцким.
- Как удалось вывести на откровенность людей, которые вспоминают о Медведевой? Мало того, что ты добилась интервью у Примадонны, она ведь проговаривается о том, что представляет ее в невыгодном свете.
- Ну, как? Наверное, опыт. Мне сначала стремно было спрашивать Борова о наркомании (Боров - Сергей Высокосов - бывший гитарист группы "Коррозия металла", гражданский муж Медведевой - В.З.), я не знала, как он к этому отнесется. А он оказался человеком очень открытым, несколько даже рекламно открытым: наркомания для него - фишка. И он не стал ничего скрывать. Как правило, все интервью к подобного рода фильмам (особенно у людей, близких герою) берутся полтора-два часа. Ты располагаешь человека к себе, и постепенно, мелкими шажками, вправо - влево, понимаешь, какой вопрос можно задать, а какой - нельзя. Бесполезно что-либо предварительно обговаривать, потому что при выключенной камере и включенной люди держатся по-разному. Мой принцип таков: камера должна работать все время. И в какой-то момент человек о ней забывает.
- Почему ты решила снимать фильм о Медведевой? Что тебя привлекло? Желание понять незаурядную женщину, которых у нас в искусстве не так много?
- Нет, не попытка понять, я ее прекрасно понимаю. Скорее, восхищение перед ее драйвом, безбашенностью и бесстрашием. Пиетет перед тем, что я никогда не смогу быть такой же. Для этого нужно иметь совершенно другую душевную структуру и жить настолько честно, как ни у кого из нас не получается. И жалко мне ее было... Естественно, я прочитала все книги - ее, о ней, Лимонова. Прослушала все ее аудиоальбомы, даже те, где она сама читает свои стихи. К сожалению, в фильме приходилось от многого отказываться, рубить по живому.
- Как отнесся к картине Эдуард Лимонов?
- Посмотрев фильм, он сказал: "Надо же, я никогда не думал о Наташе, как о таком глубоком и серьезном человеке". То есть произошел пересмотр "личности в истории", потому что после смерти Медведевой он везде говорил, что внутри у него ничего даже не шевельнулось.
- Все в фильме говорят о тяжелом характере Медведевой. Что же в нем было такого, что мало кто мог долго выносить общение с ней?
- Я не знаю, потому что была с ней не знакома. Хотя часто видела ее в самых разных компаниях. У меня в фильме сказано, что она была вызывающе вульгарна, как умеют только очень ранимые люди. И я понимала, что если делать фильм с ней... Конечно, она стала бы диктовать, что и как. И фильма могло бы вообще не быть. И еще, если бы я дружила с ней, то картина далась бы мне гораздо труднее. Слишком близко и больно.
Вера ЗВЕЗДОВА.
P.S. Интересно, покажет ли все-таки ОРТ "Большую Медведицу"?
Для справки
Наталья Медведева - певица, писательница, поэтесса, актриса, манекенщица, бывшая жена Эдуарда Лимонова, богемный персонаж, скандалистка... Но этого мало. Тесно ей в рамках жанра. В свое время она уехала на Запад, где сделала неплохую карьеру. Потом бросила и Запад, и Лимонова. Вернулась в Россию. Но не вписалась ни в один из постперестрое чных форматов. В 2003 году в возрасте 44 лет умерла от сердечной недостаточности. Тихо, во сне.