Чего-чего, но увидеть на концерте группы «Кино» столько молодых, совсем еще юных лиц, было крайне неожиданным. Нет, я понимаю современников, почти ровесников Цоя, которым на момент выхода «Черного альбома» было примерно двадцать плюс-минус и которые в тот вечер получили абсолютное наслаждение. Но тинейджеры! И ведь подпевали всем хитам, и слушали с выражением полного благоговения на лицах…
Возрожденное «Кино»
В прошедшее воскресенье в нижегородском Нагорном дворце спорта при аншлаге состоялся большой концерт группы «Кино» в рамках российского тура. В прошлом году бывшие участники легендарного коллектива приняли решение воссоединиться. Уникальность данного проекта состояла в том, что претендовать на роль вокалиста никто не посмел, но было принято решение включать голос Виктора Цоя оцифрованными треками. В итоге сложилась почти трехчасовая программа с насыщенным мультимедийным контекстом: во время исполнения песен на задник сцены проецировались видео и фото, архивные и просто концептуальные.
– Это не какая-то штука для любителей архивов группы «Кино» или каких-то суперпупер-фанатов, потому что их очень немного, этих людей, и делать шоу только для них не очень логично, – комментирует Александр Цой, сын легенды.
Он вошел в состав возрожденного «Кино» вместе с бессменным гитаристом группы Юрием Каспаряном и игравшими в разное время гитаристами Александром Титовым и Игорем Тихомировым.
– Шоу делалось как продукт достаточно массовый, который бы привлек разных людей. И поэтому мы делали ставку на зрелищность, а не на какие-то уникальные материалы. Они – все уникальные, их вообще немного. Видео с Виктором Цоем и группой можно по пальцам пересчитать. В те времена не было мобильных телефонов у всех, и снимали на видеокамеры, которых во всей стране было буквально несколько штук. И мы всячески выкручивались, придумывали, как из этого сделать современное шоу. Придумали новую анимацию, графику на тему и где-то в качестве вкраплений встраивали старые фотографии и старые видео, стараясь сделать так, чтобы они все работали на шоу группы в целом, – рассказал Цой-младший.
«Нам вообще ни за один альбом не платили!»
Перед концертом музыканты встретились с журналистами и, вспоминая былое, ответили на их вопросы.
– Считается, что поначалу музыкальный уровень группы был не слишком высоким…
Александр Титов:
– Когда мы готовили первую свою программу – году в восемьдесят четвертом, кажется, – то порепетировали немножко, но нас не допустили на фестиваль. Они сказали, что должны нас предварительно послушать. Пришла слушать вся рок-клубовская команда. И они сказали, что не допускают нас к участию из-за низкого исполнительского уровня. Мы совершенно обалдели от такого хамства: у них самих-то какой уровень, намного ли выше? Я пожаловался Борис Борисычу, сказал ему: «Послушай, Боб, как же так? Как они смеют?». И он устроил скандал в рок-клубе, так что в итоге нас на рок-фестиваль все же пустили.
– В декабре прошлого года был выпущен альбом «12_22» – обновленные треки «Кино» с потрясающим звуком. Однако в нем нет многих известных песен. Значится ли в творческих планах продолжение, выпуск новых альбомов?
Александр Цой:
– У нас не было планов и тот альбом выпускать. Он родился как сборник треков, записанных в разное время для всяких других дел и задач; один трек, например, был записан в качестве подарка мне на день рождения. Записывать альбом на студии – такого в планах нет.
Игорь Тихомиров:
– Хотя, постой… Существует идея кое-что перезаписать, в первую очередь – «Это не любовь», и эта идея зреет, выкристаллизовывается.
– В одном из сборников памяти Виктора Цоя прочел интервью, где все кряду ругают альбом «Ночь», упоминая пиратство Тропилло, нерешенные финансовые вопросы, несогласованность и нелепость обложки... Между тем «Ночь», согласитесь, одна из вершин творчества «Кино». Изменилось ли у вас с годами отношение к этому альбому?
Юрий Каспарян:
– К этому альбому у нас хорошее отношение. Плохое отношение – к окружающему гарниру. При том, что в «Кино» участвовали такие именитые художники, как Олег Котельников и Тимур Новиков, обложку сделали неизвестно кто и неизвестно на кой – в чем-то измазанная рука.
Потом, была чудовищная история с микшированием альбома. Тропилло в приступе очередного человеконенавистничества не пустил музыкантов в студию на сведение, поэтому песни – замечательные, но запись оставляет желать лучшего.
Что до финансов… Вы имеете в виду, что нам не заплатили? Да нам вообще ни за один альбом не платили!
Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.