Виктор КЛОЧАЙ: "Мне интересно работать на результат"

Виктор КЛОЧАЙ: "Мне интересно работать на результат"

- Виктор Владимирович, чем для вас был год работы в команде губернатора?
- По сравнению с моей прежней деятельностью руководителя промышленного предприятия работа в областном правительстве для меня, конечно, является новым периодом в жизни и с точки зрения проблем, с которыми я столкнулся, и с точки зрения задач, которые пришлось решать. Задачи, естественно, встали более масштабные, но и рычаги в руках, с помощью которых можно добиться результата, оказались более эффективными, и к ним надо было приноровиться. По большому счету для меня этот год был периодом учебы и саморазвития, благо что учиться было у кого: Валерий Павлинович - масштабный политик и опытный управленец федерального уровня. За это время я, как мне кажется, приобрел определенный опыт в управлении территорией, более развернутое понимание региональных и федеральных проблем, механизмов взаимодействия органов власти.
- А какие из результатов работы новой власти, в том числе и в политическом плане, вы на сегодняшний день назвали бы самыми значительными?
- На мой взгляд, самым значимым является то, что за этот год у исполнительной власти принципиально изменились подходы к решению проблем жизнедеятельности региона. Деятельность правительства стала достаточно прозрачной, а правила игры более понятными. Многое в действующем областном законодательстве мы изменили и упорядочили. И это особенно отразилось на инвестиционном климате, который стал, скажем так, здоровее. В отношениях между бизнесом и властью появляются реальные признаки взаимного интереса.
К серьезному политическому достижению я бы отнес существенное уменьшение трений как между ветвями, так и уровнями власти - федеральным, региональным, муниципальными.
Это очень важно для консолидации сил в достижении целей, заявленных правительством в стратегии развития Нижегородской области до 2020 года. Напомню, что в этом документе ключевой задачей продекларировано существенное повышение благосостояния жителей области.
- Будущее области самым тесным образом связано с финансовыми вложениями в ее экономику, с интересом инвесторов работать на ее территории. Чем их больше, чем они крупнее, тем лучше. Но инвестиции делятся на внутренние и внешние. Виктор Владимирович, насколько, по-вашему, силен наш внутренний, нижегородский инвестиционный потенциал и кому региональная власть отдает предпочтение - местным капиталистам или пришлым магнатам?
- К сегодняшнему дню на территории Нижегородской области, на мой взгляд, сформировался солидный сектор среднего и даже крупного бизнеса, способный вкладывать средства в различные региональные проекты, что, кстати, не исключает для него возможности в том же плане контактировать с другими территориями. Но я хочу сказать, что областное правительство ни для кого не создает никаких преференций, и для нас нет инвесторов, которые подвергались бы дискриминации по каким- либо признакам. Нам не важно, чей капитал - зарубежный, московский, самарский, нижегородский - здесь работает. Важно, чтобы он работал. И нижегородский так называемый инвестор для нас не инвестор, если он набрал участки земли под строительство или развитие производства и несколько лет на ней ничего не делает.
- Виктор Владимирович, насколько я знаю, в рамках реализации стратегии развития Нижегородской области в вашем блоке подготовлена программа развития промышленности. На какие задачи она нацелена, какие проблемы поможет решить?
- Действительно, мы сделали такую работу и в начале сентября намереваемся вынести программу на обсуждение в правительство. Скажу сразу, там нет перечня конкретных "заводов, газет, пароходов". Планировать их развитие - не наше дело, поскольку промышленные объекты имеют различные формы собственности. Но есть видение того, как власть может тому способствовать, что может для этого предложить. Это своего рода прописанный алгоритм развития нижегородской промышленности. Это программа роста объемов производства, которому до 2010 года закладываются очень высокие темпы формирования регионального рынка потребительских товаров, это программа наполнения областного бюджета, создания новых рабочих мест, четко спрогнозированный рост заработной платы.
- В ранге вице-губернатора вы курируете промышленность, сельское хозяйство. А чем Виктору Клочаю как чиновнику особенно интересно заниматься?
- Для меня главный интерес заклю чается в достижении результата. Именно от этого, а не от процесса дела я получаю удовольствие. Хотя знаю многих, кого увлекает прежде всего сам процесс.
- И все-таки какая сфера вам ближе? Я, например, заметила, что на пресс-конференциях вы охотнее всего говорите о развитии транспортно-логистической сети Нижнего Новгорода, о нижегородском аэропорте, о грузоперевозках.
- Я действительно вдохновляюсь, когда говорю об этом, потому что считаю это очень актуальной для области темой. Я верю, что транспортно-логистические возможности Нижнего Новгорода рано или поздно обязательно будут реализованы и принесут региону очень большие дивиденды. Геополитическое положение Нижнего является чрезвычайно выигрышным: мы находимся недалеко от столицы, на слиянии двух судоходных рек, здесь крупный транспортный узел, соединяющий Восток и Запад, вокруг нас регионы - Татарстан, Пермский край, Самарская, Рязанская область, Чувашская Республика, - которые развиваются очень бурно и не в экономи ческой изоляции друг от друга, что не может не поставить вопроса о связующем звене. Сегодня мы не можем похвастаться какими-то особыми результатами по части реализации этих возможностей, во-первых, потому, что это многоплановая задача, а во-вторых, потому, что она еще и многоуровневая, то есть решается в рамках компетенции не столько регионального, сколько федерального правительства. Если бы все зависело только от нас, мы бы уже сегодня в этом направлении продвинулись очень существенно. И все-таки нижегородское правительство с оптимизмом смотрит на реализацию своих транспортно-логистических проектов, хотя бы потому, что зада чи поставлены и мы о них говорим, так что рано или поздно они будут решены. Тем более, что это очень благородные и, я бы сказал, благодарные задачи.
- Виктор Владимирович, много ли времени вы по службе проводите в Москве?
- Нет, не много. На самом деле это, наверное, плохо, потому что для регионов, к сожалению, многое решается в министерских коридорах и кабинетах федеральных чиновников. С другой стороны, губернатор Валерий Шанцев берет на себя в этом плане очень серьезную нагрузку. Тем не менее, более или менее разобравшись здесь с делами и приведя в систему управленческую работу в регионе, я планирую усилить свое общение с федеральной властью. При этом для меня важно понимать, на какой результат можно рассчитывать, сосредоточившись на такого рода деятельности. Пока он не очень вдохновляет: в Москве много обещают, но мало делают, и, когда ты, воодушевившись, выходишь из кабинета федерального чиновника, а результат в итоге получается нулевой, желание посещать Москву пропадает. Хочется потратить это время с большей пользой, заниматься конкретной работой, ездить на заводы, общаться с людьми, которые живут здесь, на нашей земле, и решают понятные задачи.
- Интересно, на чем в федеральном центре вы, Виктор Владимирови ч, так сильно обожглись?
- Я не хочу конкретизировать обещания, оставшиеся невыполненными, но для меня сильным разочарованием было обнаружение некомпетентности, появившееся сомнение в профессионализме ряда федеральных чиновников, в том, как они понимают и оценивают реальную ситуацию. В этом плане показательным было последнее заседание федерального правительства, на котором мотив "не давать, не пущать" прозвучал очень явственно. Слава богу, что не все у нас в стране определяют такие чиновники, что есть позиция президента РФ, которая направляет в конструктивное русло продвижение многих вопросов. Должен, однако, заметить, что это неправильно. Центр забирает в федеральную казну большую часть налогов, и на государственном уровне должен быть четко сформулирован алгоритм взаимоотношений территорий, регионов и федерального центра. Кто сколько выездит и выпросит - это ущербный подход.
- В правительстве Нижегородской области наряду с нижегородцами работают москвичи. Как складываются между ними отношения? Разнится ли стиль работы тех и других и меняется ли под воздействием друг друга?
- А кто у нас москвич, кто нижегородец? Я если только напрягусь, то вспомню. Мы работаем в одной команде, делаем общее дело, и, на мой взгляд, неважно, кто откуда родом.
А чтобы команда на самом деле была работоспособной командой, многое зависит, так сказать, от "начальника цеха", от его позиции, стиля работы, от его умения ее организовать. Валерию Павлиновичу, на мой взгляд, удалось собрать вокруг себя единомышленников, способных работать на общую цель и результат. Что касается взаимовлияния, то нет в природе вещей и соответственно в общественной жизни, которые оставались бы неизменными.
Мы все время учимся, что-то переделываем в жизни и в себе. Конеч- но, стиль работы команды Шанцева, если сравнить его с исходной позицией, за год изменился. Многое меняется в сознании руководителей, в их подходах к решению задач, а главное, в их ответственности за результат. На мой взгляд, в прошлое уходит тип начальника, который ни за что не отвечает. И это правильно. Значит, процесс идет нормально.
Интервью взяла Елена МАСЛОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате