Мораль стара, понижен тонус

Мораль стара,  понижен тонус

Первым из нижегородских драматических театров сезон открыла «Комедiя». А уже на следующий день показала премьеру «Скандал в приличном доме» по пьесе польского драматурга Габриели Запольской «Мораль пани Дульской».

Двоякое впечатление

Пьесу поставил главный художник театра Владимир Дубровский. Впрочем, он имеет режиссерское образование и за свою жизнь создал немало спектаклей. В той же «Комедiи» идет его «Сказка о царе Салтане».
Постановка оставила двоякое впечатление. С одной стороны, приятно наконец-то видеть в значительных ролях тех актеров театра, которые обычно остаются в тени более востребованных коллег. А между тем у каждого из них есть несомненные достоинства: Елена Дубровская (пани Дульская) убеждает органичностью; Мария Кром (пани Юльясевич) покоряет яркостью; Марианна Асста (Меля) — недавнее «приобретение» театра — очень мила в тех наивности и бескорыстности, каких требует от нее роль; Алина Гобярите, студентка консерватории (Хеся), — просто маленький нахальный чертенок, который устраивает на сцене шумный кавардак; Юлия Палагина (Ганка) обладает необычной угловатой характерностью, а несравненная Ольга Удалова (Тадрахенко) оживляет любую сцену одним своим появлением.

К плюсам спектакля можно отнести и достижения Дубровского-художника: красивые костюмы (потрясенный зал просто ахнул, увидев Марию Кром в роскошном белом платье) и реалистичные декорации, которые призваны погрузить нас в атмосферу старого дома, который так же противится всему новому, как и его хозяйка.

Смакуют подробности

Однако есть и другая сторона. Пьеса Запольской столь аристократична, неспешна, литературна и отдаленна от нас, что для современной передачи ее на сцене мало просто пересказывать эту историю. Нужны сокращения (некоторые сцены очень затянуты), режиссерский ход, переакцентировка, фантазия, наконец, нужна мотивация персонажей, понятная всем и каждому, — словом, актуализация. В случившемся спектакле этого нет, и образам не хватает убедительности. Это особенно касается самой пани Дульской, которая предстает перед нами то хищной домовладелицей, то неоцененным оперным талантом (что вокал актрисы вовсе не подтверждает), то деспотичной главой семьи, а то робкой и не умеющей самостоятельно принять решение женщиной. Кроме того, она постоянно уходит в тень Марии Кром, которая так безраздельно царит на сцене, что еще задумаешься, у кого же здесь главная роль. В целом же у всего спектакля можно диагностировать «пониженный тонус», как сказали бы доктора.

Кому может быть интересен такой спектакль? Тем, кто любит следить за последовательным развитием сюжета, смаковать подробности, рассматривать нарядные костюмы и не любит «всяческих новшеств». Одним словом — «тем, кому за…» Что ж, адресный спектакль с режиссурой в стиле ретро — почему нет? У нас еще есть кому на него ходить!

Ольга ИЛЬИНА.

Следите за нашими новостями в удобном формате