Десант идет в школу

Десант идет в школу

Ветеранский десант «приземлился» в спортзале одной из школ Советского района Нижнего Новгорода.
Сегодня у одиннадцатиклассников в программе привычного ОБЖ – непривычная начальная военная подготовка, пробный урок, который проводят офицеры запаса, инструкторы городского Центра военно-патриотического воспитания.

Меткий выстрел

В спортзале развернулся малый «учебный полигон». Ребята разделились на три команды, одна из которых с увлечением учится собирать и разбирать автомат. Некоторые девочки робко, впервые держат в руках боевое оружие. А вот Саша Лукашин уже был на сборах от военкомата и действует ловко. У мальчишек горят глаза.

– Конечно, нам интересно. Такие уроки нужны, – говорит Миша Смирнов. – Здорово иметь представление обо всем, с чем придется столкнуться в армии. 

Девочки не думают о военной службе, но им тоже интересно.

– Все должны знать хотя бы азы. В сложных ситуациях понимать, как действовать, – поясняет София Пасторова, вставшая в строй с подружками-одиннадцатиклассницами.

На стенде уже закреплены мишени, и подполковник Валерий Прибылов, воевавший в Чечне и других «горячих точках», передает ребятам опыт навыков меткого стрелка. С уважением смотрят на героя-ветерана мальчики и девочки. Самые талантливые и меткие попадают в цель из пневматического оружия для страйкбола, что вызывает восторг их товарищей. 

Противогаза не боюсь

Другая команда школьников разбирается в премудростях обмундирования под руководством воина-контрактника саровчанина Ивана. Называть его фамилию и фотографировать пока не разрешается. Военнослужащий Российской армии на днях прибыл из зоны СВО в отпуск, и скоро снова вернется в строй. Иван показывает школьникам, как правильно надевать противогазы, костюмы химзащиты, специальную защитную обувь. Оказалось, что сделать это, а потом свернуть и упаковать все в специальные сумки – целая наука. Вскоре экипированных мальчишек и девочек не отличить друг от друга, и глядя сквозь круглые очки противогаза, они бодро хлопают друг друга по плечу. 

Все снаряжение ветераны, конечно, принесли с собой. Они справедливо считают, что в военном деле практики должно быть больше, чем теории, и на нынешнем уроке меньше говорят, больше показывают. Местные директор школы и преподаватель ОБЖ смущенно признают, что ветеранов школа не приглашала, «они напросились сами». И тем больше уважение к представителям Центра, областному Совету ветеранов, которые не стали ждать у моря погоды.

Дай руку, военрук!

– Куда-то нас приглашают, а где-то мы бываем сами, – говорит инструктор по парашютному спорту, подготовивший около тысячи ребят, десантник Александр Иванов. – Работаем под эгидой департамента соцзащиты Нижнего Новгорода, которым руководит Галина Гуренко. Мы начинали с лагеря «Хочу стать десантником» семнадцать лет назад, и сначала в нем были мальчишки из неблагополучных семей. На базе этого лагеря создан городской Центр военно-патриотического воспитания для подростков.

– Когда-то и сам я стал десантником, занимаясь в секции при заводе «Сокол». Сейчас растет внук Тимофей, и он со мной везде: на самбо, в бассейне, на сборах. Надо прививать всем ребятам любовь к Родине, к дому, к родителям. Готовить их так, чтобы знали, как защитить себя, близких, страну от любой угрозы. Однажды встретил парня, который когда-то стоял на учете в КДН, считался неблагополучным и прошел наш лагерь. Я не сразу узнал, кто меня так благодарит. А он, пройдя нашу науку побеждать себя, хорошо окончил школу, училище МВД, верно служит стране. Я подумал: ради этого стоит идти к детям. За этот год мы уже побывали в пяти школах, недавно ездили в Большое Мурашкино, в школу-интернат для слабослышащих детей. Мы вместе пели песни, провели эстафету, урок мужества.

Ветераны рассказали, как в одной из школ пожилой учитель почти расплакался, увидев их в боевых наградах на пороге. «Ну наконец-то, говорит офицер в отставке, я же военрук, не ОБЖшник...»

Думается, это не последний урок НВП в этой школе. Не только соцзащита, но и департамент образования может взять на вооружение и использовать способности и желание ветеранов помогать школьникам. Введение министерством просвещения предмета НВП в школьную программу – шаг к развитию у подростков патриотизма, практических умений для активных действий в совершенно разных жизненных ситуациях. Заинтересовать и зажечь огонь в глазах ребят могут те, кто изучал предмет на полях сражений.

Вера Чеботарева. Фото Александра Воложанина.



Следите за нашими новостями в удобном формате