Репетиция страсти. В нижегородской Опере состоялась премьера «Кармен»

Репетиция страсти. В нижегородской Опере состоялась премьера «Кармен»

Предваряя премьерный показ, художественный руководитель театра Алексей Трифонов отметил, что сегодня просто невозможно представить хороший оперный театр без «Кармен». Однако браться за такой материал всегда сложно, поскольку существует множество интерпретаций. В нижегородском (горьковском) оперном театре «Кармен» шла практически с года основания, впрочем, не отличаясь сколько-нибудь радикальными режиссерскими находками. На этом фоне новая постановка выглядит, безусловно, интригующе. На языке оригинала и в неканонической версии столичного режиссера Лизы Мороз.

Нетипично, непривычно.

Прежде всего, опера, изначально взывающая к этническому испанскому музыкальному материалу, решительно лишена национальной идентичности. Все эти корриды, цыгане, работницы табачной фабрики, контрабандисты, залитые солнцем улицы Севильи и прочий колорит как бы есть, но в условно-обобщенной версии. Пожалуй, больше всего представленное действо напоминает… репетицию оперы без костюмов, с шастающими по сцене работниками закулисья и суфлером и, практически, без ожидаемо испанских декораций. Декорации, впрочем, имеются, и очень интересные: это трехуровневые трансформеры, превращающиеся то в «бедные» локации с решетками и лохмотьями, то в величественную сцену со статуями (художник-постановщик – Денис Шибанов). 

Смелый отход от традиций демонстрирует и оркестр (дирижер-постановщик – главный дирижер театра Дмитрий Синьковский). Под его управлением оркестр La Voce Strumentale звучит легко, даже суховато в противовес общепринятому густому, перенасыщенно-сочному звучанию «Кармен». С учетом того, что опера шла без часто применяемых купюр, такая подача воспринималась свежо и выигрышно – напрочь «заигранное» произведение словно открывалось заново. 

Прямиком к гибели.

Какова бы ни была степень новаторства постановки этой сверхпопулярной оперы, Кармен – всегда тот персонаж, вокруг которого так или иначе вращается всё действо, и данная постановка не исключение. Как нам представляется, Кармен (Наталия Ляскова) в трактовке Лизы Мороз выступает режиссером оперы «Кармен», одновременно и играя главную героиню, и раздавая указания прочим действующим лицам. Великолепная роль, эталонно сыгранная, безукоризненно исполненная! Притягательная и завораживающая, закрытая и экзотичная, властная и нетерпимая она, очевидно, как говорится, «нацелилась» на Хозе (Иван Гынгазов), выделяя его среди всех: то книжку из рук вырвет и швырнет на пол, то очки стащит, а то и в открытую оскорбит. Славный деревенский парень Хозе в упор не понимал всех этих заигрываний и намеков, но в какой-то момент чаша его терпения переполнилась – и юноша отдался чувству. 

Пикантности к сложившейся ситуации тут, безусловно, добавили и предлагаемые условия сцены, где между персонажами также разыгрывается жестокая драма. На протяжении спектакля герой Гынгазова проходит страшную эволюцию от скромного увальня до отвергнутого любовника и, неизбежно, убийцы, меняя образ и интонации. В пьесе не без морали: раз за разом Хозе предоставляется шанс покончить с роковой страстью, вернуться в родное село и мирно зажить с хорошей девушкой Микаэлой (нижегородский дебют Венеры Гимадиевой), но все благие призывы и очаровательные мольбы Микаэлы ничего не стоят, когда рядом завладевшая его душой Кармен. Словно коррида венчает эти странные отношения, причем непонятно, кто бык, а кто тореадор.

Очень высок общий исполнительский уровень премьеры – не только солистов, но и хора, и персонажей второго плана. Куртуазный Эскамильо (Гарри Агаджанян), страстные и очаровательные Фраскита (Татьяна Иващенко) и Мерседес (Елена Сизова), хитрые и опасные Данкайро (Тигрий Бажакин) и Ремендадо (Дмитрий Белянский), нагловатый Цунига (Виктор Ряузов) – каждый из них вложился в свою роль на все сто, отыграв вдохновенно и эмоционально. 

Долгие овации полного зала стали заслуженной наградой артистам и постановщикам. 18+.

Мария Федотова. Фото Ирины Гладунко.

Следите за нашими новостями в удобном формате