Предваряя премьерный показ, художественный руководитель театра Алексей Трифонов отметил, что сегодня просто невозможно представить хороший оперный театр без «Кармен». Однако браться за такой материал всегда сложно, поскольку существует множество интерпретаций. В нижегородском (горьковском) оперном театре «Кармен» шла практически с года основания, впрочем, не отличаясь сколько-нибудь радикальными режиссерскими находками. На этом фоне новая постановка выглядит, безусловно, интригующе. На языке оригинала и в неканонической версии столичного режиссера Лизы Мороз.
Нетипично, непривычно.
Прежде всего, опера, изначально взывающая к этническому испанскому музыкальному материалу, решительно лишена национальной идентичности. Все эти корриды, цыгане, работницы табачной фабрики, контрабандисты, залитые солнцем улицы Севильи и прочий колорит как бы есть, но в условно-обобщенной версии. Пожалуй, больше всего представленное действо напоминает… репетицию оперы без костюмов, с шастающими по сцене работниками закулисья и суфлером и, практически, без ожидаемо испанских декораций. Декорации, впрочем, имеются, и очень интересные: это трехуровневые трансформеры, превращающиеся то в «бедные» локации с решетками и лохмотьями, то в величественную сцену со статуями (художник-постановщик – Денис Шибанов).
Смелый отход от традиций демонстрирует и оркестр (дирижер-постановщик – главный дирижер театра Дмитрий Синьковский). Под его управлением оркестр La Voce Strumentale звучит легко, даже суховато в противовес общепринятому густому, перенасыщенно-сочному звучанию «Кармен». С учетом того, что опера шла без часто применяемых купюр, такая подача воспринималась свежо и выигрышно – напрочь «заигранное» произведение словно открывалось заново.
Прямиком к гибели.
Какова бы ни была степень новаторства постановки этой сверхпопулярной оперы, Кармен – всегда тот персонаж, вокруг которого так или иначе вращается всё действо, и данная постановка не исключение. Как нам представляется, Кармен (Наталия Ляскова) в трактовке Лизы Мороз выступает режиссером оперы «Кармен», одновременно и играя главную героиню, и раздавая указания прочим действующим лицам. Великолепная роль, эталонно сыгранная, безукоризненно исполненная! Притягательная и завораживающая, закрытая и экзотичная, властная и нетерпимая она, очевидно, как говорится, «нацелилась» на Хозе (Иван Гынгазов), выделяя его среди всех: то книжку из рук вырвет и швырнет на пол, то очки стащит, а то и в открытую оскорбит. Славный деревенский парень Хозе в упор не понимал всех этих заигрываний и намеков, но в какой-то момент чаша его терпения переполнилась – и юноша отдался чувству.
Пикантности к сложившейся ситуации тут, безусловно, добавили и предлагаемые условия сцены, где между персонажами также разыгрывается жестокая драма. На протяжении спектакля герой Гынгазова проходит страшную эволюцию от скромного увальня до отвергнутого любовника и, неизбежно, убийцы, меняя образ и интонации. В пьесе не без морали: раз за разом Хозе предоставляется шанс покончить с роковой страстью, вернуться в родное село и мирно зажить с хорошей девушкой Микаэлой (нижегородский дебют Венеры Гимадиевой), но все благие призывы и очаровательные мольбы Микаэлы ничего не стоят, когда рядом завладевшая его душой Кармен. Словно коррида венчает эти странные отношения, причем непонятно, кто бык, а кто тореадор.
Очень высок общий исполнительский уровень премьеры – не только солистов, но и хора, и персонажей второго плана. Куртуазный Эскамильо (Гарри Агаджанян), страстные и очаровательные Фраскита (Татьяна Иващенко) и Мерседес (Елена Сизова), хитрые и опасные Данкайро (Тигрий Бажакин) и Ремендадо (Дмитрий Белянский), нагловатый Цунига (Виктор Ряузов) – каждый из них вложился в свою роль на все сто, отыграв вдохновенно и эмоционально.
Долгие овации полного зала стали заслуженной наградой артистам и постановщикам. 18+.
Мария Федотова. Фото Ирины Гладунко.