Концерт для Тома с Америкой

Концерт для Тома с Америкой

Его ждали еще весной, но из-за конфликта в коллективе не случилось. Теперь страсти улеглись, и в качестве приза мы получили постановку, на которую обязательно нужно привести детей (лучше подростков), потому что им там наверняка не будет скучно.

Энергетический напиток

Благодаря таким театральным работам открываешь заново классику. Вспоминаешь, что в подзабытой со времен детства марктвеновской истории есть все: и про дружбу, и про любовь к близким, и про мальчишескую дерзость, и про то, как с девочками обращаться, и про то, как заканчиваются игры и начинаются взрослые поступки.

Спектакль музыкальный, динамичный, многолюдный. Все его пространство и время заполнено под завязку: игрой, звуками, движениями, шутками, мыслями. А движет им такая трудно уловимая субстанция, как любовь режиссера к литературному материалу. Она вдохновляет на выдумку, помогает быть находчивым, изобретательным в каждой детали и увлекает актеров, заставляя их не щадить ни физических, ни душевных сил. Получается этакий энергетический и витаминный напиток, не дающий заснуть и питающий юные умы. Спектакль подвижен не только внешне, но и внутренне: так резво он совершает скачки от серьезности к веселью, от тихих сцен к оглушительным.

Даже миниатюрные роли прорисованы интересно, с азартом, не говоря уже о главных. Браво, Том (Максим Новиков), все при нем: обаяние, кураж, нестереотипность! Брависсимо, тетушка Полли (как всегда, невероятно пластичная Наталья Макарова, могущая сыграть, по-моему, любой возраст, характер и национальность)! Очень странным аутсайдером-неформалом выглядит Геккельберри Финн (Евгений Козлов), но сквозь его, как сказала бы молодежь, пофигизм видны одиночество и бесприютность. Недостаточно жутким, инфернальным показался индеец Джо (Владимир Берегов). Декорации мрачноваты (художник Олег Головко), но функциональны и таят много сюрпризов. Таких, например, как ударная установка в центре сцены, на которой Том и Ко будут аккомпанировать действию, задавая ритм и с иронией обыгрывая многие эпизоды книги.

Пожертвуйте малым

Юмористический лейтмотив постановки — гимн Америке, той идеальной, старой, из книг, с ее культом свободы, предприимчивости, набожности и семейственности. То тут то там возникают предметы и явления, которые подарила миру заокеанская империя: джинсы, кеды, ритм-энд-блюз и кола, которую тетушка смешно употребляет в качестве успокоительного.

Спектакль создает ощущение открытости для общения, потому дети искренне откликались на реплики в зал, даже тогда, когда это не было предусмотрено. Молодые артисты не вполне были готовы к такой реакции, но ничего — привыкнут, научатся.
«Том Сойер» оставляет чувство полноты, полноценности при отсутствии излишеств. Правда, в одном компоненте избыток любви режиссера к Марку Твену постановке все-таки повредил: он не смог пожертвовать хоть какими-то героями и эпизодами, отчего хронометраж спектакля превысил допустимый предел. В концовке что первого, что второго акта и зрителей, и артистов все-таки скосила усталость, а ключевые моменты оборвались на полуслове и скукожились. Если авторам удастся совладать с этим и грамотно сократить спектакль минут на сорок (больше, я думаю, не надо), то он приблизится к совершенству.

Ольга ГОРНОВА.

Кстати

Спектакль создан при поддержке Союза театральных деятелей России в рамках программы государственной и общественной поддержки театра для детей и подростков под патронатом президента РФ.

Следите за нашими новостями в удобном формате