Уже почти 20 лет Рашит Денисламович Хабибуллин организует детско-юношескую экологическую ассамблею, на которой ребята из разных регионов страны рассказывают, как помогают природе, заботятся об экологии, делают исследования воды… Очередная – девятнадцатая ассамблея проходила в последние дни марта в Нижнем Новгороде. На нее съехались представители экологического сообщества как из западных, так и восточных регионов страны.
Интересно, что свою историю ассамблея ведет с Международного научно-промышленного форума «Великие реки», который проводился на Нижегородской ярмарке. Основателем ассамблеи еще в далеком, 2005 году как раз и был Рашит Хабибуллин, кандидат биологических наук, педагог высшей квалификационной категории, основатель и руководитель общественной организации «Зелёный Парус»... По его словам, идея возникла, когда он был в 2003 году на Всемирном водном конгрессе в Японии. Там наряду с маститыми учеными решением экологических проблем занимались и дети. А это имеет очень большое воспитательное значение для взрослых людей...
С Рашитом Хабибуллиным на проходящей в областном центре ассамблее мы и поговорили, почему многие нижегородцы на бытовом уровне мало делают для улучшения экологической ситуации.
Звенья одной цепи
– Рашит Денисламович, сейчас в России власти серьезно взялись за решение проблем экологии, ставят контейнеры для раздельного сбора отходов. Но большинству людей непонятно, куда приносить отслужившие свое батарейки или разбившийся ртутный градусник, кидают мимо урны мусор… Чего, на ваш взгляд, не хватает, чтобы на улицах было чисто?
– Проблема мусора – не совсем экологическая проблема. У нас считается, если ты занимаешься проблемой мусора, значит, занимаешься экологией. Так транслируют средства массовой информации, и такое представление создается. На проекты, касающиеся раздельного сбора мусора, выделяются деньги. Финансирование идет по проекту «Экология». А мусор – проблема не экологическая, а культурная. Повышать культуру можно, если понимаешь, как это сделать. И задача – не загрязнять окружающую среду – только часть комплексной проблемы.
В ее основе лежит сохранение биологического разнообразия. Почему это важно? Если экосистема полная: с животными, растениями, то она способна существовать долгое время. Она сама себя воспроизводит и восстанавливает. Как только мы убираем одно из звеньев системы, образуется пробел. Например, если вырубаем высокие деревья, то уменьшаем количество кислорода. И так все звенья системы взаимодействуют друг с другом. Мы их расцепляем. В итоге система получается деградирующей. Она приходит в упадок, сама восстанавливаться не может. А мы добавляем еще мусор. В итоге экологическая ситуация только ухудшается.
Надо более широко, комплексно подходить к просвещению населения. Это не только мимо урны не бросать! А рассказывать о сути экологических проблем. Тогда люди начинают экономить ресурсы, которые не безграничны: ту же бумагу, электроэнергию, при производстве которых оказывается негативное влияние на окружающую среду. Понимая это, люди начинают к тому же транспорту по-другому относиться. Транспорт, который работает на углеводородном топливе, тоже сильно влияет на состояние окружающей среды.
И, главное, если не закладывать с младых ногтей подобные убеждения, люди перестают думать об окружающей среде. А нужно, чтобы все уровни жизни были «зеленые»! То есть каждый изучаемый в образовательной системе предмет должен быть направлен на бережное отношение к природе. Это касается также инженерных специальностей! Надо, чтобы инженеры тоже изучали экологию и понимали, как конструируемое ими изделие может оказывать негативное влияние на окружающую среду. Тогда они не будут бездумно развивать углеводородный транспорт, а начнут думать о других способах передвижения…
Просвещать на всех уровнях
– Понятно, зачем нужно кидать только в мусорку. Но что не так в транспорте?
У нас, даже если взять только Нижний Новгород, в каждой третьей семье имеется свой автомобиль…
– Мы много общались с иностранцами: к ним уезжали, они к нам приезжали. И знаете, что в них поражало? Они думают о том, чтобы как можно меньше вреда причинить окружающей среде. Они понимают, что машина, которая двигается, «съедает» кислород, которым люди дышат, а выделяет, кроме углекислого газа, еще много вредных веществ, которые негативно влияют на их здоровье. И они отказывались от автомобилей в пользу более экологичных видов передвижения.
Конечно, в отличие от них, у нас лучше развита система общественного транспорта. Но хотелось бы, чтобы еще инженерное образование было ориентировано на экологическую тему. Если в 90-е годы в вузах еще преподавали такую дисциплину, как экология, то сейчас ее отменили. Это говорит о том, что пока недостаточен уровень понимания данной проблемы! Инженер, который проектирует новое изделие, должен понимать, нанесет ли оно вред окружающей среде. Экологическое просвещение должно быть на всех уровнях.
– Сейчас много говорят про экономику замкнутого цикла, которая бы воспроизводила сама себя. Как вы к этому относитесь?
– Подобное направление должно решить проблему негативного воздействия на окружающую среду. И нижегородское региональное министерство экологии над этим серьезно работает. У нас есть промышленные предприятия, которые уже активно используют принципы экономики замкнутого цикла, издано постановление правительства. В последние годы сдвиг в эту сторону наметился.
Беседовала Светлана Муратова.