Феерия по-гриновски

Феерия по-гриновски

Свой двадцатый сезон детский театр «Вера» открыл новым спектаклем — романтической историей Александра Грина «Алые паруса».

Необычно и метафорично

Пьесу, сохранившую основные сюжетные линии рассказа, создал актер из Сызрани Валерий Ткачук. Над спектаклем работала «сборная команда» москвичей и нижегородцев: режиссеры Дмитрий Королев и Владимир Червяков, худрук театра Вера Горшкова, художники Петр Шмелев и Андрей Михайлов, художник по свету Елена Левичева.

«Веровские» «Алые паруса», как и первоисточник, — феерия: события носят фантастический характер. Ощущение необычности присутствует в сценографии и световых решениях. Действие разворачивается на фоне разрушенного корабля, трансформирующегося в кабачок, где развлекаются обыватели Каперны, а также деревянно-металлической конструкции, изображающей и лачугу моряка Лонгрена, и скалу, с которой его дочь Ассоль всматривается в морскую даль. Увидев однажды парусник своей мечты, она размахивает розовым платком и, захлебываясь от восторга, кричит: «Я здесь!» Два мира, два измерения: сценическая метафора, по большому счету, понятна и школьникам, и взрослым.

Пропал поэт…

В спектакле много музыки, зонги и баллады Сергея Терханова легко запоминаются, как и мелодии из легендарной ленкомовской «Юноны» и «Авось». Хореограф из Болгарии Светлана Фурсенко постаралась передать в танцах ритмы и пластику народов портовых городов Адриатики и Черного моря, в чем ей пригодился опыт работы у себя на родине в государственном национальном ансамбле.

При трансформации прозы в драматическое произведение неизбежны какие-то потери. В данном случае «пропал» гриновский персонаж Эгль, поэт и собиратель фольклора. Но отдельными чертами его характера наделен продавец угля Филипп, человек более «земной» профессии. Филипп у актера Сергея Иордана фигура колоритная, не лишенная сентиментальности, философской и житейской мудрости. Филипп наставляет Ассоль, как выстоять в этом жестоком мире, олицетворением которого являются прожженный плут Меннерс (Алексей Степанушкин) и его жена (Татьяна Кириллова).

Надо верить в чудеса

Ассоль в спектакле трогательная, чуточку наивная, верит в предсказание, что к ней приплывет принц на корабле под алыми парусами и она обретет счастье, никогда больше не узнает слез и печали. Но мы-то знаем, что чудес на свете не бывает, вернее, их создают сами люди, которые умеют любить сердцем, сострадать душою и бескорыстно совершать добрые поступки. И капитан Грэй (Дмитрий Суханов) — этакий мачо, лихой и бесшабашный, встретив Ассоль, становится другим человеком. Молодые актеры очень органичны в этих ролях.

Без навязчивой дидактики спектакль приглашает подростков к размышлению: в чем заключается добро и зло, как распознать счастье и настоящую любовь. Однако «веровские» «Алые паруса» выходят за рамки подростковой сказки. Согласитесь: в ожидании «чуда» живем и мы, взрослые.

Владимир ШЛЫКОВ.

Следите за нашими новостями в удобном формате