В прокат вышел фильм «Помилование» по повести Мустая Карима

В прокат вышел фильм «Помилование» по повести Мустая Карима

В канун Дня Победы в Центре культуры «Рекорд» прошел премьерный показ фильма «Помилование» по одноименной повести Мустая Карима.

В центре сюжета – история влюбленного двадцатилетнего сержанта-танкиста Любомира Зуха. После отбоя сержант бегает на свидания к своей девушке, в упор не понимая, что по законам военного времени за такие отлучки ему грозит высшая мера наказания.

Фильм получился драматичный, непростой, с катарсисом.

Представить картину в Нижний Новгород приехали исполнители главных ролей Александр Новиков, Николай Галлямов, режиссер Айнур Аскаров и внук Мустая Карима, продюсер фильма Тимербулат Каримов.

– У меня очень много любимых сцен в этом фильме, – рассказал Николай Галлямов, исполнивший роль Янтимера Байназарова. – Одна из них присутствует в трейлере к фильму: это эпизод, где я за рулем мчусь на заднем ходу. Вообще водить я не умею и не умел, и это было большим минусом при утверждении на роль. Переживал дико, руки потели… Но справился. Сцену сняли с первого дубля! Заодно и научился водить старый «Виллис».

– Мы с моим героем похожи характерами, – признается Александр Новиков, снявшийся в главной роли, сержанта Зуха. – Я сам по жизни принимаю примерно такие же решения, которые принимает он. Поэтому было несложно вжиться в образ. 

Фильм тяжелый, но он вовсе не про войну, как думают многие, не видевшие «Помилования». Он – на сто процентов про любовь. 

Вспоминая о своих воевавших родственниках, Александр рассказал корреспонденту «НН» о своей прабабушке Галине Прокофьевне Новиковой. Отважная женщина была медсестрой. В составе 17-й Гвардейской мотострелковой дивизии она дошла до Кенигсберга. 

– Я считаю ее настоящим героем нашего времени! – горячо произнес Александр. 

Он вспомнил историю о том, как прабабушка попала в немецкий плен и была приговорена к расстрелу. Ее спасло то, что за мгновение до выстрелов она потеряла сознание и враги сочли ее убитой. 

– Мы хотели, чтобы молодые лица, молодые голоса говорили с экрана о вечном с новым зрителем, – сказал Тимербулат Каримов. – Для моего деда, писателя-фронтовика, это очень личное произведение, по-настоящему трагическая история. Он вынашивал его практически сорок послевоенных лет. Когда книга была издана, в одной из рецензий отметили, что это – поэма в прозе. Я уверен, что большая литература всегда должна присутствовать в нашей жизни и говорить, в том числе, на киноязыке. В ней содержатся ответы на все вопросы. Поэтому «Помилование» – очень своевременное и нужное кино.

– Это не первая моя работа с произведением Мустая Карима, я экранизировал его «Таганок», – отмечает режиссер Айнур Аскаров. – Но то детская история, а здесь – более взрослая. Конечно, было волнительно. Главной задачей было сохранить дух Мустая Карима, и в этом плане прекрасно сработал сценарист Айдар Акманов, уже в третий раз обращающийся к наследию писателя, а также хорошо знакомый с ним лично. 

Снимать кино о войне, которая закончилась почти 80 лет назад, непросто. Мы много готовились: ходили по музеям, общались с консультантами, изучали хронику… В ремнях, петлицах, пуговицах, оружии, технике и прочих деталях все проработали досконально, благо в качестве надежного тыла выступила опытная команда постановщиков. 

Впрочем, война в нашем фильме не играет главной роли. Вы тут не увидите, прошу прощения, намотанных на гусеницы кишок и прочих ужасов. Но чувствуется присутствие войны, слышна канонада: от этого война воспринимается еще страшнее, потому что она постоянно рядом. И всё же это лишь фон, он же антагонист происходящего: в фильме нет ни одного отрицательного героя. Тем-то мне и был интересен этот материал, что повесть вроде бы про войну – но без войны. 

Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате