Впервые в Нижний Новгород приехал Оренбургский драмтеатр

Впервые в Нижний Новгород приехал Оренбургский драмтеатр

Четыре дня в Нижнем Новгороде показывал свои спектакли Оренбургский государственный областной драматический театр имени М. Горького, в рамках федеральной ежегодной межрегиональной программы «Большие гастроли». Первое знакомство не прошло незамеченным и подарило нижегородцам множество открытий.

Начали с Пушкина.

Главный театр своего региона, как и наша драма, славится верностью традициям, и о своей миссии его руководство открыто говорит – «пропаганда культуры», в самом положительном значении, что особенно важно в нынешнее время. Оренбуржцы привезли классический репертуар: три постановки по произведениям XIX века и мюзикл – из ХХ. Показы проходили днем и вечером, в пятницу и субботу, в разных составах.

Однако не столь важны были названия – все они хорошо известны театралам, – наиболее всего интересовали режиссерские интерпретации и созданные актерами образы. Поэтому каждый вечер зрители заполняли зал, а потом активно обсуждали, сравнивая работы гостей с местными спектаклями и манеру игры, эмоционально открытую и тем самым непривычную в традиционно сдержанном Нижнем Новго­роде.

Визитная карточка оренбургского драмтеатра – спектакль «Капитанская дочка» символично первым открыл гастроли. Произведение, действие которого происходит на их родной земле, рассказывает о событиях 250-летней давности, народном бунте под предводительством Емельяна Пугачева. Постановка идет почти четверть века, и это чувствуется, даже при том, что за это время было переоснащено оборудование, не раз сменился актерский состав. Сохранилось главное – актуальность темы. Это спектакль-предупреждение о «бессмысленном и беспощадном» событии, ломавшем судьбы, и напоминание нашим современникам, чтобы подобное не повторилось вновь.

Режиссер-постановщик – народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ Рифкат Исрафилов, художественный руководитель театра, сделал акцент на неоднозначности личности Пугачева. Не оспаривая легитимную власть (царица здесь подобна могущественной волшебнице в серебристом костюме), самозванец и бунтарь в торжественном финале, сцене казни, предстает в образе мученика, взошедшего на плаху, грубоватого, но справедливого защитника простого народа.

Спектакль ориентирован, в большей степени, на подрастающее поколение, для которого такая трактовка и иллюстративность постановки вполне уместны. Визуальная составляющая украсила и оживила статичность сцен, а несомненной удачей стало хореографическое дополнение, пластический рисунок спектакля. В многонаселенном действе участвуют студенты Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей, которые приехали к нам вместе с основной труппой.

Жертвы и абьюзеры.

Все следующие спектакли были поставлены совсем недавно, и один из них «Бесприданница». В год юбилея драматурга А.Н. Островского, пьеса стала особенно востребована и часто ставится сейчас, именно как драма, с параллелями в современность. Оренбургский театр не стал исключением. За намеки на актуальность отвечали детали в костюмах и реквизит, неслучайно перемешанный с веком позапрошлым (пластиковая мебель и бутыль, электронные часы, палки для ходьбы).

Хотя история обедневшей семьи Ларисы Огудаловой в точности повториться в наше время не смогла бы, вневременными остаются отношения, в которых кто-то неизбежно остается проигравшей стороной, жертвой психологического насилия. И обратной стороной поведения такой личности может стать агрессия, как это произошло в финале, когда Карандышев превращается в палача.

Хотелось бы дополнить спектакль большей музыкальностью, романсами, а проекцию на заднике сцены чуть отредактировать. Ведь действие пьесы всё-таки разворачивается на волжских берегах, а не на океанском побережье.

Комедия Тургенева «Месяц в деревне» продолжила гастрольный марафон. Классическая постановка режиссера Бориса Морозова, народного артиста РФ, выдала нам своеобразный культурный код: как жила и о чем страдала интеллигенция прошлого. Все беды от любви, но сделать сегодня верный выбор между разумом и чувствами, возможно, поможет опыт прошлых поколений.

Прекрасным завершением программы стал мюзикл «Моя прекрасная леди». Легкая, узнаваемая музыка, полусказочный сюжет о преображении цветочницы в леди, весеннее настроение и отличная игра актеров – все сложилось в единый «пазл» успеха. Публика отозвалась на искренность игры и оценила хорошие вокальные способности труппы.

Ольга Плаксунова. Фото предоставлено театром.

Следите за нашими новостями в удобном формате