Эта истина стара как мир. «За преступлением следует наказание», – писал мудрый Гораций еще до нашей эры. «Всякому приходится расплачиваться за свои грехи», – вторил его римский соплеменник Петроний уже в начале современной эры. И в наши дни мы то и дело убеждаемся в их правоте. Чаще всего с помощью правоохранительных органов.
Буквально месяц назад «НН» опубликовали криминальный очерк «Маньяк из села Ожгибовка». Почти десять лет преступнику удавалось обманывать правосудие. Но – сколько веревочке ни виться... Это уже на Руси переиначили древнеримских философов. Пожизненный срок заключения, в конце концов, настиг жителя Пильнинского района гражданина Чикина – виновника в сокрытом двойном убийстве. Таков был приговор Нижегородского областного суда. И вот уже новое уголовное дело с пометкой ППР – преступление прошлых лет – расследуют нижегородские следователи.
ЧП в Беласовке.
– Следователями следственного управления СК России по Нижегородской области в настоящее время расследуется уголовное дело по факту убийства трех человек в Семеновском районе, которое было совершено в августе 1999 года, – рассказывает старший помощник руководителя ведомства, полковник юстиции Юлия Склярова.
Из материалов уголовного дела:
«По версии следствия, 20 августа 1999 года около 23 часов житель Семеновского района 1976 г. р., находясь в состоянии алкогольного опьянения, пришел в частный лесопильный цех, расположенный в деревне Беласовка Семеновского района. Имевшимся при нем ножом он нанес смертельное ранение хозяину цеха Леониду Руденко, 1959 г. р. Затем он напал на родного брата потерпевшего Николая Руденко 1965 г. р.,
который пытался оказать помощь родственнику, и также ударил его ножом. Кроме того, обвиняемый проследовал в дом Леонида Руденко и нанес множественные ножевые ранения Вадиму Гурьянову 1965 г. р.,
находившемуся в гостях у хозяев...»
Убийцу долго вычислять не пришлось, он сам себя выдал. Утром следующего дня один из жителей Беласовки внезапно скрылся в неизвестном направлении. Тут же нашлись свидетели, которые показали, что видели его накануне вечером.
– Он зачем-то приходил на лесопилку. Было заметно, что пьяный, – рассказывал один из рабочих цеха.
Опросив свидетелей, закончив необходимые следственные действия на месте кровавой расправы, сотрудники правоохранительных органов вынесли тогда обвинение заочно. Заочно объявили и меру пресечения – заключение под стражу. А самого подозреваемого объявили в федеральный розыск.
Новая версия.
Следственный Комитет как самостоятельное ведомство был создан в январе 2011 года, выделившись из состава Генпрокуратуры. В целом же он существует в том или ином виде с 2007 года, со времени масштабной реформы правоохранительной системы России, в соответствии с которой следственные функции Генпрокуратуры были выделены в отдельное подразделение, а прокуроры занялись, прежде всего, вопросами надзора. С 2011 года СК заявил о себе как мощный и справедливый гарант правоохранительной системы в России. Постепенно работа по расследованию преступлений прошлых лет стала одним из приоритетных направлений деятельности тамошних следователей.
– Именно таким образом реализуется принцип неотвратимости наказания, – уверенно заявляет сегодня и руководитель следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области генерал-лейтенант юстиции Айрат Ахметшин.
Пять лет назад нижегородские следователи вновь появились в Беласовке. Родственники погибших братьев воспряли духом: появилась надежда, что убийцу все-таки отыщут.
Еще в священном писании сказано: «Ищите да обрящете...». Но ведь искали не что-нибудь, а реального человека. Шерстили вдоль и поперек бескрайние просторы страны. Не был нигде замечен человек с такой фамилией, уроженец Горьковской области.
– Длительное время местонахождение разыскиваемого обвиняемого установить не удавалось, – говорит Айрат Саетович. – Расследование уголовного дела представляло особую сложность ввиду того, что с момента совершения преступлений прошло значительное количество времени...
– Следствием во взаимодействии с оперативными службами проведен значительный объем работы по восстановлению событий, произошедших более 20 лет назад, – продолжает Юлия Юрьевна. – Восстановлены детали допросов свидетелей, заключений судебных экспертиз, осмотров, различных других следственных действий... В рамках принимаемых мер по активизации работы, направленной на раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений против личности, совершенных в прошлые годы, в начале этого года было установлено, что разыскиваемый мог находиться в Ханты-Мансийском автономном округе...
Это была уже новая версия.
«Саша, все кончилось!»
Когда совесть нечиста, можно на некоторое время остаться безнаказанным, а уверенным нельзя. Много лет, изо дня в день, жить в мучительном ожидании возмездия – незавидная участь. Как страх смерти страшнее самой смерти, так, должно быть, и страх наказания страшнее самого наказания. Что снилось человеку с таким тяжким грузом все эти годы? Зашел ли он хоть раз в православную церковь? Осенил ли хоть раз себя крестным знамением? Вздрагивал ли от телефонных звонков и от скрипа отворяемых ворот? Как смотрел в глаза честным людям, живущим рядом с ним?
...Чтобы проверить вновь возникшую версию, следователи-криминалисты регионального СК совместно с оперативными сотрудниками ГУ МВД России по Нижегородской области прибыли в город Когалым Ханты-Мансийского округа. Было установлено, что все это время фигурант скрывался от органов предварительного следствия, имея документы, выданные на вымышленные фамилию, имя и отчество и даже другой год рождения. Однако заключением молекулярно-генетической экспертизы было установлено, что житель Беласовки, обвиняемый в тройном убийстве, и гражданин, проживающий более 22 лет в ХМАО, является одним лицом. Операция по задержанию преступника подошла к концу.
– Саша, все кончилось! – без излишнего пафоса, почти спокойно произнес наш оперативник, уложивший беглеца лицом вниз на капот полицейской машины. Все это происходило в заснеженном северном городе.
– Ну что, Александр Аркадьевич? Все-таки нашли мы тебя? – вопрошал его напарник. – Двадцать четыре годочка искали...
В скором времени обвиняемого этапировали в Нижегородскую область, где продолжилось проведение следственных действий по уголовному делу, возбужденному почти 24 года назад.
– Насколько мне известно, обвиняемый так и не указал мотив совершенного им особо тяжкого преступления, – сообщила полковник Склярова.
– Укажет. И все расскажет, – уверен следователь по делу.
Впрочем, это уже детали. В любом случае, мотив был преступный. И теперь задержанный ожидает приговора суда.
Татьяна Чинякова. Фото nnovgorod.sledcom.ru.