Тридцать лет совместной жизни – жемчужная свадьба. Говорят, она похожа на жемчужное ожерелье: каждый прожитый в супружестве год нанизывается друг на друга, будто перламутровые бусинки. По традиции муж дарит в этот день своей жене какое-то украшение с жемчугом. Так принято. И хотя люди по обыкновению ассоциируют жемчуг с белым цветом, в природе очень много других оттенков, например, зелёный жемчуг является символом надежды, желтый – радости, голубой – мечты, красный – страсти…
Татьяна плюс Сергей.
Татьяна и Сергей, назовем наших героев так, потому что в настоящее время идет следствие. Татьяна ожидает приговора суда в камере СИЗО, а Сергей покоится на кладбище «Красная Этна».
Они поженились по любви. Тридцать лет назад в районном загсе Сергей расплакался от счастья, надевая обручальное кольцо на руку любимой. Татьяна – молодая, красивая, в белоснежной фате – волновалась не меньше. Колечко выскользнуло из ее рук, упало на пол и с тихим звоном покатилось под ноги свидетелям. Жених поймал его и сам надел себе на безымянный палец.
– Нехорошая примета! – зашушукались было приглашенные гости. Но молодожены уже целовались, шампанское пенилось, и Мендельсон ликовал. А дальше потекла счастливая семейная жизнь. Сергей торопился домой с работы так, что, поднимаясь в квартиру в их белокаменной пятиэтажке, перешагивал сразу по две ступеньки. Так и появлялся на пороге – запыхавшийся от бега. А молодая жена, заслышав бряцанье ключей в прихожей, стремглав неслась с кухни и, обняв любимого за шею, шептала ему на ухо всякие милые нежности. В первые годы совместной жизни она так скучала по нему, что по утрам с трудом дожидалась, когда он проснется, и снова принималась ласково щебетать.
Им было так хорошо друг с другом, что первые годы они даже не замечали, что у них нет детей. Да и потом, когда осознали, не сильно переживали. Ну нет и нет, бывают семьи без детей!
Татьяна сейчас и не вспомнит, когда муж первый раз пришел с работы пьяным. Глупо улыбался, неловко отводил ее руки, пока она пыталась стянуть с него брюки, укладывая спать. Кажется, она поначалу растерялась. Или удивилась? И совсем не знала, как себя вести…
Наутро он извинялся, дескать, товарища провожали в отпуск… Она хихикала:
– Ты вчера был такой смешной!
Парусник без ветра.
«Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье, несравненно лучше глупой мужской справедливости. Прожив уже скоро как 30 лет семейной жизнью, я начал догадываться, что женщины – это другой тип жизни», – это пишет Володар Иванов в своей книге «30 лет в браке. Дневник семейной жизни».
...Если в семье муж пьет, то от его зависимости страдает в первую очередь жена. Она оказывается заложницей ситуации. Не может жить с алкоголиком, но и бросить его тоже не может. Это связано как с жизненными обстоятельствами (общее жилье, финансовые проблемы, отсутствие родственников и т. п.), так и с тем, что у многих женщин развиваются созависимые отношения с пьющим супругом.
В душе жены алкоголика перемешиваются боль, обиды, страх за свою жизнь, жалость к родному человеку. У одних наступает некоторое оцепенение, другие, напротив, становятся нервными, излишне эмоциональными, третьи начинают пить вместе с мужем, чтобы сохранить видимость взаимопонимания. Невероятно, но Татьяна продолжала любить. Сергей же неумолимо катился в пропасть, которую сам себе и уготовил. В ней уже не было места любви и добру – только бесконтрольная агрессия и ненависть к бывшей возлюбленной.
Сколько за всю историю существования человечества было взрослых, желающих проследить, куда уходит любовь! Наверное, ровно столько, сколько детей пытались понять, откуда приходит Дед Мороз…
В тот самый юбилейный день, когда исполнилось 30 лет их семейной саги, где счастья и горя оказалось поровну, Сергей, конечно же, не вспомнил ни эту сцену в ЗАГСе, ни эту дату, ни то, что когда-то любил Татьяну…
А она, соответственно, не ждала ни подарков, ни гостей, знала, что опять муж придет в стельку, будет буянить, материться, драться…
И все же, по какому-то невидимому сценарию, созданному Всевышним, или по внутреннему своему распорядку, Татьяна с завидным упорством взялась за ужин. Ожесточенно разделывала курицу. Глотая слезы, резала лук. Плакала не потому, что он был такой едкий, а потому, что душу, измученную за долгие годы пьянства мужа, до боли выжигала обида.
Услышав в прихожей бряцанье ключей, она невольно втянула голову в плечи: сейчас начнется!
Из материалов уголовного дела:
«По версии следствия, 18 мая 2023 года в квартире дома № 9 по улице Болотникова в Канавинском районе Нижнего Новгорода в вечернее время в ходе семейной ссоры гражданка В.Е. 1968 года рождения, обидевшись на оскорбления со стороны мужа, нанесла ему проникающее ножевое ранение в область грудной клетки. От полученных телесных повреждений 52-летний мужчина скончался...».
Точка невозврата.
Последнее время Сергей нигде не работал, безбожно пил. Татьяна работала уборщицей, тащила все на себе. А он частенько поднимал на нее руку, выгонял из дома, вещи выносил и продавал… Однажды пьяный выбил ей зубы. Но она ни разу не обращалась в полицию и, как могла, оправдывала мужа:
– Это все водка виновата. Когда трезвый, он очень хороший…
Удивительно, но свекровь, мать Сергея, женщина, только что потерявшая сына – на стороне Татьяны.
– Она его очень любила. Редко бывает, чтобы жена так заботилась о муже. И все ему прощала…
– Когда он не пил, у них все было складно да ладно, – рассказывает следователь следственного отдела по Канавинскому району СУ СКР по Нижегородской области, лейтенант юстиции Яна Гурьянова. – Но в тот день, вероятно, отношения супругов достигли точки невозврата…
Поистине, от этой ситуации веет метафизикой. Ранее не судимая, не агрессивная, ни в чем неправомерном не замеченная женщина вдруг ударяет кухонным ножом мужа и сразу попадает в самое сердце.
– И ножичек-то был маленький, – продолжает Яна Алексеевна. – Поняв, что супруг не дышит, она позвонила в полицию:
– Приезжайте, я убила своего мужа, – выдохнула обреченно.
«Это просто сработала сигнализация – топливо закончилось. Батарейки разрядились. Срочно заряди меня, мой спаситель, мой любимый. У меня больше нет сил жить, без твоих ласковых слов, без твоей поддержки. Я вяну, у меня опускаются руки. Я невольно превращаюсь во что-то неприятное. Всего полчасика прогулки, по заснеженным дорожкам, вместе с тобой под ручку. Всего несколько минут твоего внимания. Выслушай мои тревоги и волнения, скопившиеся за день. Только, пожалуйста, не перебивая, не споря...». Цитата из той же книги – «30 лет в браке». До золотой свадьбы оставалось 20 лет.
Татьяна Чинякова.