Жизнь на forte

Жизнь на forte

В международном фестивале искусств имени Сахарова принял участие Денис Мацуев. Неутомимый музыкант попал в Нижний Новгород буквально с корабля на бал — ушел с заключительного торжества столичного фестиваля «Крещендо», чтобы успеть на нижегородский поезд.

Обожает Францию

— Вы выступили в программе завершающего вечера Французского сезона на Сахаровском фестивале. Что для вас означает Франция?

— Обожаю Францию! На свои первые гастроли — в 1991 году, будучи первокурсником иркутского училища искусств, — я ездил именно в Париж, и с тех пор каждый раз, приезжая во Францию, кожей ощущаю особый французский эстетизм — в кухне, в одежде. Вообще наши страны очень близки по своей культуре, по богатству внутреннего мира. В этом году мне часто приходилось выступать во Франции в рамках Года Франции в России.

— Важен ли для вас прием публики, влияет ли ее эмоциональный отклик на качество вашей игры?

— Да, важен. Да, влияет. Нижегородская публика «вылеплена» руками филармонического оркестра, который не позволяет ей расслабляться, держит в тонусе, исполняя, например, Шостаковича и Шнитке. Я всегда говорил, что публика для меня — главный знаток и советчик, тем более русская; тем более нижегородская, много повидавшая и услышавшая. Несколько беспокойно играть в таком безумном графике довольно сложную программу с одной репетиции.

Ищет «звезды» и помогает им зажечься

— Как «окультурить» молодежь, привить всем им любовь к классике?

— Об этом говорят много и часто. Но, на мой взгляд, классическая музыка никогда не станет популярной. Ее поклонники — небольшой процент от общего числа населения, и тут надо работать в двух направлениях: уже имеющуюся аудиторию закреплять, остальным — давать возможность выбора, показать, что есть не только диджеи и рок.

Недавно было закрытие моего фестиваля «Крещендо», созданного специально для того, чтобы находить и поддерживать молодые таланты. Через фестиваль уже прошло более восьмидесяти уникальных музыкантов. Атмосфера единения, качество концертов и заявленный телеканалом «Культура» стиль гала-концерта — они потрясающи. Знаете, когда в заключение фестиваля мы выходим все вместе, обнявшись, на сцену, у нас по коже бегут мурашки. Надеемся, что «Крещендо» придет и в Нижний.

— Часты ли открытия? В «Новых именах», в «Крещендо», в «Звездах на Байкале»?

— На каждом фестивале есть свои искорки — боюсь слова «звездочки» и «вундеркинды». Они попадают в нашу команду, и мы им помогаем. Они появляются, и это самое главное.

Нам — первый зал

— Выступая у Познера, вы упомянули нижегородскую филармонию, но в каком-то сомнительном контексте…

— Да, я сказал, что филармонии не помешали бы кондиционеры, и поверьте, это было сказано без злого умысла, просто мне очень дорога нижегородская филармония. И я считаю, что городу необходимо строительство нового филармонического зала с акустикой, предназначенной специально для звучания классической музыки.

Это наша общая беда. Надо срочно построить в России десять-двенадцать залов…
— …и первый — в Нижнем Новгороде, — «подсказывает» Ольга Томина.

Мария ФЕДОТОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате