Во что играют бессмертные

Во что играют бессмертные

На третьем этаже кремлевского корпуса Художественного музея в рамках Года Франции в России проходит выставка Фабриса Ибера — звезды Венецианской биеннале, художника, который дал миру самое большое мыло, кубический футбольный мяч и много-много прочих замечательных штуковин.

Губная помада против «Черного квадрата»

Первое, что видят посетители вернисажа, — студенческая работа Фабриса Ибера. И это не жалкое подражание «Черному квадрату», о нет. Это «Квадратный метр губной помады» (полотно метр на метр закрашено красной губной помадой — о, святотатство — настоящей французской). «Я обожаю такую работу, обожаю общаться с бизнесменами, которые позволяют мне реализовывать мои самые смелые идеи. Я прихожу в бешенство, когда не могу создать то, что хочу», — признавался Ибер позднее.

Зато 737 разнообразных тазиков хотя и прибыли из Франции, но сделаны в Китае (если верить фабричному клейму). Впрочем, в данном случае это неважно: их можно раскладывать как Бог на душу положит, и тут уж никто не смотрит на клеймо: захватывающее искусство всегда интернационально.
Между этими двумя работами — «Бессмертия». Говоря честно, очень похоже на подростковые каляки-маляки на тему войнушек. Отчасти расчерчено, кое-что подклеено, где-то начеркано… Но давайте смотреть и анализировать язык символов. Если чуть вдуматься, становится страшно, ибо с картин хлещет вечность. Подумать чуть побольше — приходит ощущение легкости бытия. Жизнь и вечность, игра и смерть у Ибера сближены настолько, что аж нехорошо становится. Например, вы думали когда-нибудь о том, что, если разрезать матрешку вдоль, она будет напоминать слоистый саркофаг? «В каждом символе России присутствует мотив бессмертия», — утверждает художник.

Игры с плотью

Направление искусства Ибера обозначается термином «сайенс-арт» — «научное искусство». Сам художник поясняет свое творчество следующим образом. «Меня всегда вдохновляли ученые и привлекала тема исследований. Как художник я пытаюсь придать мысли форму».
Раз уж речь об игре, без аттракционов не обойтись. Художник создал весы с тремя чашами и подобные им качели (попробуйте достичь гармонии и равновесия), вращающееся дерево, слепившиеся носами маски (чтобы увидеть лицо лицом к лицу) и очки с зеркалами изнутри (чтобы заглянуть в глаза себе самому), бочку, в которую каплет вода (чтобы созерцать круги на воде), мокрого глиняного человека с трубками (символизирует создание плоти, и сотрудники музея оное создание будут периодически смачивать водой), зеленые мишки, автомобили-«тянитолкаи» с двумя кабинами и много прочих удивительных штук, забавных и добрых.

Мария ФЕДОТОВА.

Между тем

Главные художники для Ибера — Марсель Дюшан и Йозеф Бойс. Первый, в частности, выставлял писсуары как предметы искусства, второй прославился абсурдистскими перформансами типа «объяснения искусства мертвому зайцу».

Следите за нашими новостями в удобном формате