Михаил ТУРЕЦКИЙ:«Мы работаем на стыке стилей»

Михаил ТУРЕЦКИЙ:«Мы работаем на стыке стилей»

«Хор Турецкого» — единственный в мире певческий коллектив, который выступает в стиле кроссовер: на стыке классики и эстрады, с элементами оперы, театра и хореографии. А начинал он двадцать лет назад с еврейской духовной музыки в Московской хоральной синагоге. За эти годы десять голосов покорили всю планету, стали самым аншлаговым коллективом.

Эволюция под контролем

Скоро арт-группа под руководством народного артиста России Михаила Турецкого отправляется в большое мировое турне, но сначала побывает во многих городах нашей страны. В рамках этого масштабного проекта хор даст два концерта в Нижнем Новгороде. Они пройдут в ЦКЗ «Юпитер» в День народного единства, праздника, символизирующего в том числе толерантность к культуре разных народов и вероисповеданий. Накануне этого события Михаил Турецкий дал эксклюзивное интервью корреспонденту «НН».

— Михаил Борисович, вы приезжаете к нам в новом качестве: в сентябре вам присвоили звание народного артиста. От кого получили самые первые поздравления?

— Прежде всего, от президента России Дмитрия Медведева на торжественной церемонии в Кремле. Конечно, порадовалась за меня моя семья, для коллектива это тоже важное событие: теперь в «Хоре Турецкого» два заслуженных артиста и один народный.

— За 20 лет произошла серьезная эволюция в репертуаре коллектива: на смену религиозным мотивам, например «Кол нидрей», пришла классика, произведения советских и зарубежных композиторов и даже городской фольклор. Как вы достигаете баланса и гармонии в таком необычном сочетании?

— Я бы не сказал, что на смену одному пришло другое. Правильнее говорить о расширении репертуара. Половина первого отделения в концерте — по-прежнему классика. Это основа. И она, как особый ингредиент, как деликатесный соус, оттеняет и дополняет все составляющие нашей программы. Ведь у нас практически нет композиций, которые бы исполнялись в своем изначальном стиле. Многие произведения, даже фольклорные, мы приподнимаем вкраплением классики, оперным исполнением, возможностями многоголосия, так же как и классику осмелились обогатить современным прочтением и вывести на эстраду, сделав ее доступной, понятной и притягательной для многих…

Как космонавты в полете

— У вашего коллектива уникальный состав: есть все голоса от тенора-альтино до баса-профундо, чего нет ни в одном ансамбле мира, а все артисты имеют основательную вокальную подготовку. Они не жалеют, что пожертвовали карьерой оперного солиста и поют в хоре?

— Советское классическое музыкальное образование, которое нам повезло получить, — это серьезный базис для профессиональной работы. Что же касается сольной карьеры… каждый участник нашего коллектива — солист. У нас хор солистов. И каждый солист — звезда. Да, каждый уникален и, безусловно, мог бы быть успешен сам по себе. Но в «Хоре Турецкого» талант, уникальность каждого возводится в десятую степень!

— Двадцать лет — срок немаленький для существования арт-группы. Наверняка имела место ротация исполнителей. Как вы выходили из положения: проводили кастинг или руководствовались какими-то иными собственными критериями?

— Один из итогов нашего двадцатилетнего пути, которым я горд, — это то, что большая часть коллектива, 60 процентов, в нем с самого основания. И те, кто покидал «Хор Турецкого», делали это по вынужденным причинам: здоровье, прочие непреодолимые обстоятельства. Кастинг на эти вакансии был жестким. Но для меня кроме профессиональных данных очень важны и личные качества претендента. За двадцать лет ансамбль уже как семья со своими правилами и нормами. Необходимо наличие совместимости, умение играть в команде. Как у космонавтов в длительном полете.

— Определение «единственный» относится не только к стилю арт-группы — кроссовер, но и к тому, что коллектив — единственный в мире танцующий хор. Кому принадлежит эта оригинальная находка?

— Мы часто гастролировали в Америке. Я пересмотрел много постановок на Бродвее. Когда в России про мюзиклы еще не слышали, я уже задумался о том, что надо давать зрителю в одном представлении как можно больше разнообразия — не только вокального, но и визуального. Больше артистизма, больше движения, света, декораций! Но это непросто — и танцевать на сцене, и петь. Нужна особая подготовка. И мы этому специально учились.

— Райдер вашего коллектива — исключение из общепринятых правил российской эстрады. В нем нет требований пятизвездочных отелей, лимузинов, машин сопровождения с мигалками…

— Артист начинается не с лимузина и пятизвездочного отеля, а с признания публики. В нашем райдере только то, что действительно нужно для организации концерта и нормального отдыха после него. Правда, из-за исполнения вживую наш технический и звуковой райдер исполнить многим площадкам довольно сложно.

Владимир ШЛЫКОВ.
Автор благодарит «Нижегородконцерт» за помощь в организации интервью.

Следите за нашими новостями в удобном формате