Как известно, август - время звeздное. 22 августа в Нижнем Новгороде случился джазовый звeздопад.
Благодаря стараниям Ильи Ефимова на нижегородской сцене второй раз за этот год появились Елена Моисеева (вокал) и Олег Бутман (ударные). Антон Ревнюк (бас-гитара) и Алексей Подымкин (фортепьяно) также неоднократно посещали наш город. Но главной звездой концерта стал Майлс Гриффит, один из самых именитых джазовых вокалистов планеты и просто очень обаятельный человек.
По негласной традиции концерт открыл восходящая звезда российского джаза, нижегородец Энтони Карапетян.
Юное дарование Энтони ещe только делает первые шаги по ступеням джазового пьедестала, но уже подаeт большие надежды и уверенно выступает на разогреве у мировых звeзд. Замечательный техник, он пока только нащупывает свой стиль, свой неповторимый джазовый почерк, и если Энтони не остановится в своем развитии, то, мне кажется, он станет одним из лучших джазовых музыкантов России, а может, и мира. Нам повезло, что мы можем следить за его становлением в музыкальном мире.
Сразу после выступления Энтони Карапетяна наступила пора звeзд. На сцену вышли Елена Моисеева, Илья Ефимов (фортепьяно), замечательный басист Антон Ревнюк и "ударный" маэстро Олег Бутман. Творческий союз нижегородских музыкантов (Ильи Ефимова и Елены Моисеевой, которая начинала свою карьеру в нашем городе) со столичными и мировыми звeздами оказался довольно гармоничным, хотя лидерство Бутмана чувствовалось. Но в джазе равны все, и каждому из музыкантов удалось в полной мере проявить себя оригинальным солистом. Елена Моисеева создала плотный драйв высоким, мощным голосом, Илья Ефимов составил хорошую основу квартета, а ритм-секция в лице Ревнюка и Бутмана была неподражаема. Экспрессивная манера игры Олега Бутмана делает его одним из самых оригинальных ударников планеты. Считается, что ударные в музыкальном коллективе являются лишь стержнем композиции, который обеспечивает необходимую ритмическую основу. В случае с Бутманом и джазовыми ударниками вообще дело обстоит иначе: ударные выступают в роли самостоятельного солирующего инструмента. Свободно чувствуя себя в разных частотах и уровнях звука, музыкант создаeт довольно необычную ритмическую картину даже для хорошо известных композиций.
Во втором отделении ритм-секция осталась без изменений, место за роялем занял Алексей Подымкин, один из лучших джазовых пианистов России, а в роли солиста выступил сам Майлс Гриффит. Надо сказать, что, несмотря на обилие "белых" звeзд в джазовом мире, темнокожие музыканты всe равно остаются ведущими. Есть нечто такое в их темпераменте, что делает джаз в их исполнении ярким, необычным, непохожим ни на что другое! Стиль Гриффита соединяет в себе множество вокальных жанров, при помощи голоса певец может издавать такие звуки, которые под силу только перкуссии и другим "неодушевлeнным" инструментам. Он свободно поднимается к высоким тонам и тут же спрыгивает в глубокий басовый хрип. Похоже, у музыкантов не было чeтко обговоренной программы выступления, секунд двадцать они решали, с какой композиции начать. И вдруг совершенно неожиданно как для публики, так и для коллег Майлс запел знаменитый "Караван" Дюка Эллингтона. А дальше хиты следовали один за другим: "Rainy day", "Life at the city"... Обаятельный Майлс Гриффит пытался петь вместе с публикой, но порой его пассажи были слишком сложны для рядового слушателя. В общем получилось на "хорошо" с плюсом.
В середине его выступления на сцену даже вышла дама и попыталась спеть с ним дуэтом, после чего джентльмен Гриффин любезно проводил ее в зрительный зал.
Перед началом концерта мне удалось задать Олегу Бутману пару вопросов.
- Как вы считаете, какое место в джазовой жизни России занимает Нижний Новгород?
- Одно из главных. В вашем городе часто проходят концерты российского и мирового масштаба, постоянно появляются новые талантливые музыканты, есть джазовый клуб ("Джэм Престиж")...
- ...который сейчас закрыт.
- Я думаю, что появится что-то ещe.
- Остаeтся надеяться.
Если сравнивать нижегородскую, московскую и питерскую публику, какая из них лучше чувствует вашу музыку?
- На самом деле, везде по-разному. И везде по-своему хорошо. Нижегородская публика всегда оказывает очень тeплый приeм. Люди приходят на концерты, чтобы получить удовольствие от джаза, и любому музыканту приятно находить понимание и отклик в сердцах слушателей.
Одной из любопытных особенностей концерта 22 августа стало заполнение слушателями анкет, в которых указывались музыкальные предпочтения и имена тех музыкантов, которых публика хотела бы увидеть на нижегородской сцене. Если эта акция хоть как-то поможет, то можно надеяться, что в ближайшее время стараниями Ильи Ефимова и его коллег нас ожидают новые встречи с мировыми звeздами.
Андрей ФЕВРАЛЬСКИХ.