Честный разговор о главном. Он состоялся на встрече губернатора Нижегородской области Глеба Никитина с журналистами НОИЦ и ННТВ. Продолжение

Честный разговор о главном. Он состоялся на встрече губернатора Нижегородской области Глеба Никитина с журналистами НОИЦ и ННТВ. Продолжение

Чем гордится губернатор, на что делает ставку  в работе, какова стратегия развития региона и решена ли проблема «обманутых дольщиков»? Продолжаем публиковать интервью Глеба Никитина журналистам изданий Нижегородского областного информационного центра и медиахолдинга ННТВ.

Есть чем гордиться.

Кирилл Васенин: 5 лет – это большой срок, за который огромное количество изменений в регионе произошло, – это факт. Что можете вы выделить, что лично вам запало в душу, какими изменениями вы гордитесь?

Глеб Никитин: Пять лет – это действительно большой срок.  Но здесь у меня ощущение, что это одно мгновение. 

Огромное количество тем, которые я воспринимал с элементами прожектерства, оказались реализуемыми. Их так много, что не перечислить и что-то выделить. Это и начало строительства Ледового дворца, и продолжение строительства метрополитена, это и модернизация городского электротранспорта. Правда, это всё еще только в процессе. 

Чем горжусь из прошедшего? Большим проектом празднования 800-летия Нижнего Новгорода. Считаю, что это пример проведения юбилеев для других регионов и городов. Можно отметить, что коллеги из других регионов перенимают этот опыт. Это был очень комплексный проект, предполагающий активную коммуникацию, что очень важно, то есть большое количество людей были вовлечены в него. Есть такое медийное понятие, как информационное покрытие, степень известности мероприятия. Безусловно, 800-летие было весьма и весьма известным. Кроме коммуникаций, это, конечно же, изменение облика города – никто с этим спорить не будет. Это и комфорт в целом, и изменение в инфраструктуре. 

Конечно, горжусь проектами и вне центра нашего региона – Нижнего Новгорода. Можно тоже перечислять через запятую все то, что было сделано в рамках национальных проектов: изменение системы образования, здравоохранения, ремонт дорог, создание новых развязок… Появился один из немногих малых городов, в котором есть ливневка, – Арзамас. Появилось село, где есть набережная и есть транспортный обход, что тоже беспрецедентно для России, – Дивеево. Запущены вновь речные суда, это важно и для жителей, и для промышленности. Благодаря этому мы дали новую жизнь ЦКБ Алексеева. Оживили акваторию Волги за счёт запуска «Валдаев».

Это такие вещи, которые людям видны. То, что видно в меньшей степени, – это экономические проекты. Например, когда я сюда пришел, не было ни одной экстерриториальной зоны для работы с инвесторами. Сейчас появились территории особого социально-экономического развития, появился  инновационный научно-технический центр. Самое главное – появилась и здорово развивается особая экономическая зона («Кулибин» в Дзержинске. – Прим. ред.), она  в 10 раз расширена. Всё это вылилось в значимый результат – рост в инвестиционном рейтинге на 67 позиций, что для нашей страны абсолютно беспрецедентно. 

Это далеко не всё. Но это то, чем я действительно горжусь.

Ставка на высокие технологии.

Кирилл Васенин: Нижегородская область крайне разносторонняя – у нас есть промышленный кластер, есть кластер ОПК, кластер переработки сельхозпродукции, туристический кластер и каких ещё только нет. На что следует сделать ставку, что будет двигать Нижегородскую область вперед?

Глеб Никитин: Дискуссии по этому вопросу приходится наблюдать как в других регионах, так и на федеральном уровне. Классическим ответом считается, что все важно и ничего нельзя упускать из виду. Действительно, есть регионы, которые специализируются на чем-то определенном, и им гораздо проще на этот вопрос отвечать: туризм, сельскохозяйственное производство или промышленность... У нас же настолько разносторонний регион. Мы мечтаем занять лидирующие позиции и в сельхозпроизводстве, и в производстве лесопромышленного сектора. Мы всегда говорим о том, что делаем ставку на промышленность,  теперь развиваем туризм – он  меняет среду проживания, и люди имеют возможность сравнить условия жизни с другими регио­нами. 

Но я всё-таки отвечу на ваш вопрос однозначно. Я считаю, что нам нужно ставку делать на высокие технологии, то есть не просто на промышленность, не просто на IT или на АПК. Есть нестоличные города в крупнейших странах, которые заняли свою лидирующую нишу. Они добились этого за счёт именно высоких технологий, за счёт сохранения и закрепления «мозгов», за счёт новых разработок, за счёт постоянного внедрения чего-то нового во всех отраслях, за счёт этого, кстати, подтягивается и туризм, и промышленность – подтягивается буквально все, в том числе и зарплаты. С увеличением зарплаты улучшается благополучие людей. Вот это, наверное, есть и цель, и инструмент. 

Кстати.


31 мая на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» («ЦИПР») губернатор Нижегородской области Глеб Никитин и генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко подписали соглашение о сотрудничестве по развитию цифровой экономики в регионе. В рамках соглашения стороны договорились о создании эффективной системы взаимодействия и реализации проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В частности, соглашение предполагает сотрудничество для повышения эффективности государственного управления за счет применения информационных технологий; работу с проектами по внедрению цифровых технологий и платформенных решений в экономике, социальной сфере, здравоохранении, образовании, сфере государственного и муниципального управления, включенными в базу эффективных кейсов «Цифробанк».

Люди определяют стратегию.

Марина Ухабова: В 2018 году, когда разрабатывалась и принималась Стратегия региона, вы заявляли, что не можете быть экспертом в этой области, поскольку только приступили к работе. Скоро будет представлен обновленный план развития региона, вам на данный момент будет легче или сложнее принимать этот проект?

Глеб Никитин: Я достаточно неплохо разбираюсь в стратегическом менеджменте в принципе. Я знал, что такое стратегия, что надо с нее начинать. Единственное, в чем я не разбирался пять лет назад, – это в нижегородской специфике. Я тогда еще не знал, что именно волнует нижегородцев в каждом населенном пункте, как выстраивается политика в каждом округе и  на территории Нижегородской области в целом. Это нужно знать, чтобы делать ставку на свое, местное. Я считаю, что за год, даже за два в таком огромном регионе, как Нижегородская область, все узнать невозможно. За пять лет да, уже можно. 

Мы привлекаем экспертов, жителей для выбора приоритетов, например, в Перевозском или Сеченовском округах. Что нужно в первую очередь сделать, на чем акцентировать внимание – на очистных со­оружениях или на образовательных учреждениях? Но в целом мне уже понятно, что будет более реалистичным, какие действия и вложения будут иметь более высокий КПД. 

Надо признать, и эксперты это подтверждают, в 2018 году Стратегия получилась очень разумной, рациональной. Многие ее положения тогда воспринимались как что-то нереальное, без федеральной поддержки невыполнимое. В целом получился хороший и рациональный документ, который затронул большую часть отраслей, нужд и потребностей, и это заслуга экспертного сообщества и жителей. Не моя абсолютно. Я тогда это сделать не мог. Я только организовал процесс. 

Вопрос «обманутых дольщиков» решен.

Александра Шеломцева: Вопрос про дольщиков. Я считаю, что почти 5800 человек, которые за 5 лет получили ключи или получили компенсации, – это большая победа региона, ваша и вашей команды. В декабре прошлого года вы говорили, что до конца 2023 года понятие «обманутый дольщик» уйдет из нашего лексикона. И начало этого года, у нас снова проблема – дом на улице Максима Горького. Нам нужно переживать: не останется ли «обманутый» дольщик с нами? 

Глеб Никитин: Ну, во-первых, 2023 год еще не закончился. Во-вторых, вы привели в пример только один непростой объект. А сколько было до него? Проблемные проекты,  по которым найдены механизмы и вопросы решены,  – это и «Гелиос», и «Европейский» и ряд других. Это было на начало 2018 года, причем накоплено за десятилетия. Более 6000 человек, которые от 2 до 10 лет не могли получить свои квартиры. И вот эти все проблемы мы уже решили. И решим остальные. 

К сожалению, появлялись другие объекты, которые начинали строиться еще по прежнему законодательству,  до так называемых эскроу-счетов, включая этот ЖК на Горького. Мы сейчас решаем эту проблему. 

И уверен, что решим.

Следите за нашими новостями в удобном формате