Фактическая численность наркозависимых в нашей стране от 2 до 2,5 миллиона человек, причем преимущественно в возрасте от 18 до 39 лет. По доле населения, вовлеченного в злоупотребление опиатами, мы опережаем государства Евросоюза в среднем в пять — восемь раз, а, например, Германию — в 20 раз. По данным ООН, Россия по этому показателю входит в тройку лидирующих стран вместе с Ираном и Афганистаном. Этот скачок произошел менее чем за двадцать лет. Именно Россия является сегодня главной жертвой афганского наркотрафика.
В масштабах национальной катастрофы
Официальная статистика пугает, но на деле количество потерь от афганских опиатов в стране значительно выше. Медленно, но стабильно растет число зарегистрированных наркозависимых. Вместо выбывающих из жизни подростков и молодых людей рекрутируются новые жертвы. Таким образом, в мирное время мы несем огромные невозвратные потери, и это прямо говорит о том, что против нас с территории Афганистана развернута полномасштабная наркоагрессия.
Абсолютное большинство российских наркоманов — героиновые. При этом весь употребляемый у нас героин поступает исключительно из Афганистана, который стал абсолютным лидером в мире по его производству. Сегодня одна эта страна производит в 2 раза больше героина, чем 10 лет назад производил весь мир. Российскому обществу необходимо отдавать себе отчет, что главной бедой для нас сегодня является героин. Есть все основания для того, чтобы говорить о героиновой пандемии, то есть эпидемии, которая поражает практически все население и против которой у нашего государства нет иммунитета.
Верхушка айсберга
По заключению Всемирной организации здравоохранения, именно героин является самым мощным наркотическим средством, которое быстрее всех других наркотиков приводит к формированию патологической зависимости, личностной и социальной деградации и неминуемой и кажущейся внезапной смерти. Героин убивает быстро и верно, в течение пяти — максимум семи лет. Ежегодно поступающие в страну 7 миллиардов героиновых доз, наркопайков (по 175 на каждую российскую семью) убивают нашу молодежь, нашу демографию, наше будущее. Героиновые наркоманы не тусуются на дискотеках, не толкают нас, спешащих, на улицах, они навсегда уходят из семей и социума, вначале разрывая служебные и деловые связи и контакты, затем бросая друзей и родственников, наконец — даже родителей, жен, детей. Тот смысл, который мы привычно вкладываем в слово «наркомания», это не более 10 процентов этой проблемы, только верхняя часть айсберга. Кокаин, марихуана, распиаренные «спайсы» — все это зло, резонанс от которого неадекватен масштабу реальной беды. Героиновые наркоманы уже через три — пять инъекций оказываются вне общения и вне людей, обитают своей полуживотной жизнью.
Стратегическое партнерство
Беспрецедентную наркоситуацию, сложившуюся в нашей стране, президент и правительство признают неприемлемой. В ближайшие годы от государства и общества требуются систематические усилия по кардинальному снижению наркотизации населения.
По мнению директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктора Иванова, необходимо договариваться с нашими партнерами из США и Европы и искать пути решения афганской проблемы. А от всего общества в ближайшие годы потребуются консолидированные усилия по противостоянию наркоагрессии. Именно этого требует Стратегия государственной политики Российской Федерации, которая была утверждена указом президента в июне этого года. Стратегия охватывает временной период до 2020 года и стоит «на трех китах»:
1) на снижении спроса, то есть комплексе мер, направленном на обнуление наркорынка;
2) на ликвидации давления тяжелых наркотиков из Афганистана и Европы и доморощенной марихуаны;
3) на создании новых инструментов международного сотрудничества в интересах российского общества.
В настоящее время представители России и США пытаются объединить усилия, чтобы развязать афганский узел. Совместные антинаркотические операции по уничтожению афганских нарколабораторий с участием спецслужб обеих стран уже начались. В ночь на 28 октября в Афганистане они провели уникальную спецоперацию. Как сообщил днем позже председатель Государственного антинаркотического комитета, директор ФСКН Российской Федерации Виктор Иванов, был уничтожен важный узел афганской наркоинфраструктуры — три лаборатории по производству героина и одна по производству морфина. Уничтожена и огромная партия наркотиков — почти тонна готового к отправке высококачественного героина. Этой отравы стоимостью в миллиард долларов хватило бы на 200 миллионов разовых доз.
Андрей ЛЕСНОВ.