Летние каникулы остались позади. Вернувшихся в школу учеников и учителей в новом учебном году ждут значительные перемены. Они связаны с тем, что в начале августа президент Владимир Путин подписал федеральный закон, внесший поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации».
По единой программе.
Как рассказал руководитель проекта «Билет в будущее» Иван Есин, ключевыми поправками стали законодательно закрепленные понятия «профориентация школьников», «привлечение обучающихся к труду», «содействие добровольческой деятельности обучающихся» и введение нового учебника по истории.
С 1 сентября вводится единая общеобразовательная программа как для государственных, так и частных школ. Внедрение федеральных основных образовательных программ (ФООП) начнется по шести предметам (русский язык, литература, история, обществознание, география и ОБЖ) сразу во всех школах страны, а полный переход на ФООП планируется совершить в течение двух лет.
Так называемый «золотой стандарт», действуя во всех регионах, при необходимости упрощает перевод учеников из одной школы в другую, так как уровень знаний каждого школьника будет соответствовать тому, что изучают в новом учебном заведении.
Ещё одно преимущество единой программы – соответствие заданий ЕГЭ содержанию учебников. Будущим выпускникам на экзаменах не придётся сталкиваться с вопросами, которые они не изучали по школьной программе.
Самая радостная новость для детей – возможное повсеместное введение пятидневной учебной недели (Но! Несмотря на рекомендации Минпросвещения о переводе на пятидневку, окончательное решение принимает администрация каждого учебного заведения).
Новый учебник истории.
Уже с 1 сентября этого года старшеклассники будут учиться по единому учебнику истории. Единая программа преподавания истории для учеников 10 и 11 классов предполагает синхронизацию курса: «История России» и «Всеобщая история». В учебнике для 10 класса практически треть содержания посвящена Великой Отечественной войне. В отдельные параграфы вынесены ее основные вехи – оборона Москвы, блокада Ленинграда, Сталинградская и Курская битвы. В учебнике для 11 класса есть главы, посвященные воссоединению Крыма и Севастополя с Россией, также названы причины и цели СВО, описываются подвиги новых героев Отечества. Мультимедийные материалы проекта «Россия – моя история» нашли отражение на страницах нового учебника. Впервые фильмы с экспозиций проекта станут доступны в таком масштабе.
К слову, с 1 сентября все школьные библиотеки будут подключены к единой цифровой платформе. Это позволит каждому ученику получить доступ к цифровым копиям мировой художественной литературы.
Билет в будущее.
Под обязанностью учеников участвовать в общественно полезном труде в законе подразумевается высадка деревьев или цветов на пришкольной территории, оформление школьной площадки или класса к мероприятию, создание театральных костюмов, помощь в музее или библиотеке. Кроме того, уроки труда снова будут проходить в традиционном формате практических занятий.
Выбор профессии – очень непростое, но в то же время чрезвычайно значимое решение в жизни каждого ребенка. Важным шагом в «профессиональной ориентации» школьника стало введение этого понятия в закон «Об образовании в РФ», чего ранее не было. Сам порядок мероприятий по профессиональной ориентации так же будет осуществляться на основе образовательных программ. Занятия по профориентации будут проводиться еженедельно у учащихся 6-11 классов. Целью этих уроков станет формирование кадрового резерва в востребованных областях: школьникам помогут определиться с выбором профессии и расскажут о различных специальностях. Занятия будут проходить еженедельно в рамках профориентационного минимума и соответствующего курса «Россия – мои горизонты».
Один из самых известных профориентационных проектов для школьников, созданный в нашей стране, называется «Билет в будущее».
– С сентября данный федеральный проект вступает в свою активную фазу. Изменения, вступившие в силу с принятием поправок в федеральный закон, уже нашли свое отражение в практическом применении основных направлений профориентации в России. Именно на основе материалов «Билета в будущее» в образовательное пространство школы внедряется единая модель профессиональной ориентации – профессиональный минимум. На уровне Министерства просвещения уже утверждены методические материалы для использования профминимума и направлены в регионы. Важно отметить, что те образовательные организации, которые не являются участниками проекта, могут использовать общедоступный сегмент образовательной платформы проекта bvbinfo.ru, все необходимые механики для этого в настоящее время в платформу внедряются, – рассказал руководитель федерального проекта, член Общественной палаты РФ Иван Есин.
Также стоит отметить, что во всех школах с этого учебного года появятся советники директора по воспитательной работе. Ранее они работали в рамках пилотного проекта, который до этого реализовывался в отдельных регионах, в том числе и в Нижегородской области. В обязанности советника директора по воспитательной работе входит: патриотическое воспитание, развитие талантов детей, организация внеклассных мероприятий. Кроме того, в задачи советника войдет проведение «Разговоров о важном» и вовлечение ребят в деятельность детских и молодежных объединений.
Также новации затронут и педагогический состав, вводятся обновлённые категории учителей, такие как молодой специалист, методист, наставник.
С 2023/24 учебного года в школы возвращаются серебряные медали – «За особые успехи в учении» II степени. Их смогут получить ученики, в аттестатах которых не более двух оценок «хорошо», а все остальные оценки «отлично». Вопрос о возможных бонусах при поступлении в вузы, в настоящее время находится на рассмотрении.
Между тем.
Одна из насущных проблем школ области – нехватка учителей. По словам ректора НГПУ имени К. Минина Виктора Сдобнякова, причины объективные: в школе работает много пенсионеров, кроме того, Нижний Новгород, да и другие крупные города, активно застраивается, в новых микрорайонах строятся новые образовательные учреждения, где также требуются педагоги.
Чтобы решить проблему укомплектованности учительских кадров, в стране и регионе делается многое. Организованы психолого-педагогические классы. У нас их открыто 95. В регионе расширяется целевой прием. В Мининском университете в этом году количество договоров выросло на 44 процента. Для сравнения: в текущем учебном году было выпущено 66 целевиков, а набрано 158 (!). Это ребята с хорошими баллами ЕГЭ, которые гарантированно вернутся работать в школу. Уже с 3 курса студенты имеют право работать в школе, и помочь им закрепиться на учительской работе – такая задача стоит перед директорами.
Еще один вариант – обучение по образовательному кредиту на условиях, что студент возвращает деньги после трудоустройства на работу, а проценты платит вуз или работодатель – конкретная школа.
Ежегодно в Мининском университете растут цифры бюджетного приема. Что касается коммерческих мест, то в НГПУ действует скидка на обучение в размере 20 процентов для детей из педагогических династий, так как известно, что среди таких ребят процент тех, кто остается работать в школе выше, так как они лучше представляют, что их ждет, отметил ректор НГПУ.
Комментарий.
Член экспертного совета Всероссийского проекта «Билет в будущее» от Нижегородской области Анастасия Грейман:
– В новом учебном году в Нижегородской области в проекте «Билет в будущее» будут принимать участие 699 образовательных учреждений, составлено 184 программы проведения профессиональных проб. Работа с ребятами будет вестись на 37 площадках в вузах и учреждениях СПО. Школьники смогут не только посетить мероприятия проекта, но и побывать на современной выставке профессий, которая будет организована на Нижегородской ярмарке. Ребята – участники проекта пройдут диагностику своих профессиональных и личных качеств на интерактивной платформе, прослушают курс профориентационных уроков. А для педагогов – навигаторов проекта подготовлен курс повышения квалификации в сфере профориентации. С этого года для педагогов организована помощь и поддержка членов экспертного педагогического совета.
Напомню, Нижегородская область – один из первых пилотных регионов, где стартовала реализация проекта «Билет в будущее» в 2018 году. С 2021 года проект вышел на новый уровень, все участники проекта проходят регистрацию на цифровой платформе. Все результаты профориентационной диагностики и участие каждого ученика в профессиональных пробах сохраняются на сервере платформы, что позволяет школьникам составить свою индивидуальную профориентационную траекторию.
Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.