История создания этой постановки началась год назад с показа эскиза по одноименному рассказу Горького на творческой лаборатории «Режиссерская школа ГИТИСа в Нижнем Новгороде». Из четырех молодых режиссеров, недавних выпускников вуза, к дальнейшей работе был приглашен Тимур Галеев, чья работа получила положительные отклики и подошла театру более прочих. Для развития своей идеи до полноценного спектакля Галеев создал инсценировку, включив в нее «Песню о Соколе» и «Песню о Буревестнике», легенды о Ларре и Данко, а также ранний рассказ «Макар Чудра».
Музыка народная.
Режиссер старался передать в постановке особое отношение к жизни, присущее Молдавии, где он родился и прожил 18 лет до переезда на учебу в Москву. Если был трудным день, то вечером молдаване все равно поют и не унывают, даже если жизнь темна, как ночь. Неслучайно спелая гроздь винограда, национальный символ республики, стала ключевой деталью спектакля – воплощением горящего сердца Данко. Молдавское и цыганское, наивное и условное – все перемешано, словно это крестьяне разыгрывают перед нами житейские истории.
Народные песни стали ключом к постановке, где главная молдавская тема звучит то лирично, то фатально в фолк-роковой обработке. Композитор Альфит Фархадшин, приехавший из Казани, создал для спектакля несколько довольно сложных музыкальных композиций и признался, что опасался – справятся ли наши драматические актеры с исполнением такой партитуры. Но остался в восхищении, их профессионализмом и готовностью перевоплощаться, исполнять «живьем» произведения, вокальные и инструментальные.
Работа с труппой заняла всего-то около месяца, с перерывом на их белорусские гастроли, и только за неделю до премьеры репетиции вышли на большую сцену, поскольку прежде там шел монтаж нового светового оборудования. Этим объясняется «сыроватость» постановки, дорабатываемой с каждым показом. Но получившийся результат – синтетический спектакль, непривычный и метафоричный, со спецэффектами и современным пластическим танцем (в постановке нижегородского хореографа Маши Лутошкиной), впечатлил первых зрителей. Однако же удивляться подзабытым со школьных времен строкам пришлось не раз.
Мистерия судеб.
На морском берегу Бессарабии, под отблескивающей на водную гладь луной вспоминает прошлое, ворожит у костра, напевая песни, загадочная Изергиль. Колдунья или просто сильная женщина, управлявшая своей судьбой, рассказывает нам (случайным собеседникам) о любимых мужчинах, оживляет притчи или, может, на ходу придумывает истории. Кто знает, было это на самом деле или нет? Как было «на самом деле» и то, что осталось в памяти, может разниться.
Погружает в мир иллюзий старшая из четырех, властная и мощная Изергиль – в исполнении актрисы Елены Турковой, в восточном тюрбане и черных развевающихся одеждах с орнаментом. Ее прообраз в юности – Алина Хакимова – строптивая девушка в белом, сбежавшая из дома с первым встречным, наперекор матери. Дерзкая, действующая с вызовом старому миру, молодая охотница на мужчин – Марии Мельниковой – в пылающем красном. Зрелую, в приглушенном сиреневом платье, страстно полюбившую, умную и жестокую в звериной правоте опытную женщину играет Наталья Кузнецова. Счастье или беда полюбить такую роковую красотку?
Художник Никита Сазонов (Санкт-Петербург) создал для каждой Изергили характерный цветовой костюм, а для решения условных декораций использовал прообраз виноградного листа. Лежащий под ногами огромный зеленый «половик» трансформируется в процессе развития сюжета легенд то в скалы, то в цыганские шатры. Подобно старой лозе, все истории переплелись и стали единым целым.
Режиссер вслед за автором предлагает нам ответить на вопрос: для чего жить в этом мире? Как Изергиль – беззастенчиво используя всех? Ради себя; как Сокол-Ларра, презирая общество, – и быть отверженным людьми? Или как Лойко и Радда – в бессмысленном соперничестве? Впрочем, есть единственно верный, по его мнению, путь – жертвенного служения и любви во спасение: быть свободным и, сгорая, освещать путь другим! 12+
Ольга Плаксунова. Фото Валерии Авдеевой, предоставлено театром.