Непроторенные тропы. При развитии экотуризма уникальные природные объекты требуют бережного к себе отношения

Непроторенные тропы. При развитии экотуризма уникальные природные объекты требуют бережного к себе отношения

В фаун-парке «Ноев ковчег», что в селе Троицком Воскресенского района Нижегородской области, мирно соседствуют северные и пятнистые олени, маралы (благородные олени), лоси, косули и як. Дружелюбные животные не боятся людей, и под руководством сотрудника фаун-парка все желающие могут их угостить, погладить, сделать с ними уникальные фотографии.

Мало посадить дерево.

Фаун-парк «Ноев ковчег» находится на одноименной экотропе – это круговой пеший маршрут в два километра, ступив на который, можно понаблюдать за дикими животными в их естественной среде обитания, узнать об их повадках. Чтобы пройтись по экотропе, в село Троицкое, а также в первый и пока единственный в нашем регионе природный парк «Воскресенское Поветлужье» приезжает немало туристов, как взрослых, так и детей. В настоящее время в природном парке, по словам одного из его создателей,  директора музея-заповедника «Град Китеж» Алексея Грозы, действует пять экологических троп. Еще одна – частная. На них расскажут о геологии края, истории реки Ветлуги и многом другом.

В Нижегородской области создается и второй природный парк – «Артемовские луга». Там нижегородцы и гости города могут уже сейчас поучаствовать в экофестивалях, больше узнать об этом уникальном участке реликтовой волжской поймы, расположенном между Нижним Новгородом и Кстовом. Как считает Алексей Гроза, во время таких мероприятий и формируется экологическое сознание. 

– Дети хорошо разбираются в компьютерах, но часто не знают, как вести себя на природе, – заметил эксперт. – Они понимают, что не надо делать, и не знают, что можно делать. Когда мы проводили исследование в начальной школе, то выяснили по его результатам, что больше того, как можно дерево посадить, дети не знают. А надо, чтобы у них формировался большой положительный опыт.

Чтобы сохранить природу, в регионе создается и первый национальный парк «Нижегородское заволжье». В него войдут пять участков: Келемарский, Камско-Бакалдинский, береговая полоса Волги в Борском округе, а также Пустынские озера и Ичалковский бор. Там тоже можно будет организовывать экотропы и развивать экологический туризм, минимизируя негативное воздействие на окружающую среду. 

Как заметил на круглом столе, посвященном экологическому туризму, депутат Государственной Думы Юрий Станкевич, в России доходы от экотуризма пока незначительные. Они не превышают 20 млн долларов, в то время как, например, в Канаде эта сумма во сто раз больше. 

Уникальное достояние.

Но как сохранить первозданной природу и в то же время развивать туризм? По мнению директора государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Экология региона» Максима Левина, должен быть найден баланс. Пока охранять природу в нашей стране научились, а вот развивать заповедные территории – нет.

– Большинство нижегородцев не знает, какие уникальные природные объекты у нас в регионе имеются, – заметил он.

Действительно, по словам доцента кафедры экологии и природопользования ННГАСУ, кандидата экономических наук, профессора Александра Иванова, нашему региону объекты мирового уровня и значения даже искать не приходится. Они есть, и даже не один, а целых три. Во-первых, в нашей и частично в Ивановской области располагается Пучеж-Катунская дислокация – это крупнейший астероидный кратер Европы, девятый по размеру на нашей планете. Диаметр кратера – 80 километров, примерный возраст – около 192-196 миллионов лет. Его можно увидеть, путешествуя на пароходе по Горьковскому водохранилищу.

Вторая мировая геологическая особенность находится возле села Просек Лысковского округа Нижегородской области. Наблюдаемые там окаменелости  образовались около 190 миллионов лет назад и относятся к Юрскому периоду. Третье уникальное место – слияние Оки и Волги. 

– Это объект мирового уровня, – отметил доцент кафедры ЮНЕСКО. – Это единственное место на планете, где во время таяния ледников, в завершение окского оледенения, был смыт стометровый слой пермского периода. На левом берегу, если мы стоим, например, у памятника Чкалову, нам открывается волжский простор. И мы на 30 с лишним километров можем видеть и лучше всех понимаем, что земля круглая.

Надо знать меру.

Все эти уникальности, по его словам, надо сохранять, выбирая правильное место для развития экотуризма. С ним согласна Ольга Стрелкова, главный редактор федерального СМИ «Экология России». По ее мнению, экотуризм будет активно развиваться, поскольку молодежи сейчас неинтересно лежать просто на пляже. Молодые люди выбирают путешествия туда, где нет массового скопления людей. 

Но если в советское время, например, на турбазах, расположенных на особо охраняемых территориях, отдыхало немного людей. А путевки в такие места давали только тем, кто выигрывал олимпиады, то сейчас туда едут миллионы туристов. 

– Байкал посещают три миллиона человек, а если будет пять, то все вытопчут, – беспокоится Ольга Стрелкова. – Есть очень точное выражение – рекреационная емкость. И ее надо рассчитывать. 

Уже сейчас, по ее словам, в Кавказском заповеднике настолько интенсивный туризм, что люди идут не по тропам. В итоге нарушаются миграционные пути животных. Пугаясь, животные уходят, им нечем питаться. Экологическая система меняется. И все эти риски связаны с неумелыми действиями бизнеса. Чтобы такого не происходило, надо обучать общественность, рассказывать людям интересные истории из мира природы.

Между тем, находить баланс между защитой особо охраняемой территории и ее развитием возможно, считает Алексей Гроза. Технологии, которые бы такой баланс поддерживали, существуют. 

– Сначала надо, чтобы на особо охраняемые природные территории приходили ученые, исследовали ее емкость, то есть, сколько человек там может находиться и при каких условиях. Затем территория обустраивается и приглашаются туристы, – объяснил собеседник.

Он отметил, что положительный мировой и российский опыт уже имеется.

Кстати.

В России более 13 тысяч особо охраняемых природных территорий. Из них 304 – федерального, больше 12 тысяч – регионального и местного значений. По количеству природных объектов наша страна находится на 4-м месте вслед за Китаем, Америкой и Австралией. Статус объекта Всемирного наследия имеют 40 российских особо охраняемых природных территорий, в числе которых 13 государственных природных заповедников, 7 государственных природных национальных парков, 4 заказника федерального значения, 7 природных парков, 6 заказников регионального значения, 3 памятника природы регионального значения. 

Светлана Муратова. Фото m.ok.ru/povetluzhie.

Следите за нашими новостями в удобном формате