Хореограф, постановщик культурно-массовых шоу, фигурист Илья Авербух на днях вновь побывал в Нижнем Новгороде. О карьере в бизнесе, отношении к ситуации с Камилой Валиевой и работах в регионе он рассказал нижегородцам.
Илья Изяславич для нас не посторонний человек. Прежде всего, памятны его постановки церемонии празднований 800-летия Нижнего Новгорода и 200-летия Нижегородской ярмарки. Не раз привозил он великолепные ледовые шоу и продолжает активно сотрудничать с Нижегородской областью.
– Я влюблен в ваш город. Здесь такая мощная энергия развития, которая волной расходится по всей стране. С огромной радостью приезжаю к вам, – признался он и поделился впечатлениями о шоу «Нижний-800» на Стрелке, которое стало кульминацией торжеств в 2021 году.
Танцы на воде.
– Это была сумасшедшая идея, построить сцену на воде. Признаюсь и каюсь – мало нижегородцев тогда воочию посмотрели его, но это было сознательное решение. Все-таки, мне кажется, важнее, что шоу увидели на Первом канале многие россияне. И турбизнес, надеюсь, почувствовал это в росте интереса к городу. Мы потом за него получили большую премию, и Нижний был первым, где сделали это новшество. Спасибо за такую возможность!
Его путь к успеху был тернистым, но произошли три ключевых счастливых случая, повлиявшие на судьбу.
Первый – когда неизвестный человек, который проходил мимо катка во дворе, где Илью тренировала мама, посоветовал отправить мальчика на искусственный лед.
Второй – когда тренер Авербуха сдавал экзамен легендарной Людмиле Пахомовой, родоначальнице танцев на льду, которая тогда буквально вцепилась в подростка и сказала, что он должен пойти в ее вид спорта. А ведь в 12 лет, когда прыжки совсем не получались, ему хотелось уйти из фигурного катания.
– И третий раз – когда на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи мне посчастливилось быть режиссером одного из блоков. Позвонил Константин Львович Эрнст (руководитель Первого канала) и попросил сделать номер, чтобы что-то двигалось, примерно на четыре минуты. Для этого мы работали со спортсменами-волонтерами на роликовых коньках четыре месяца.
Театр на льду.
Выиграв множество соревнований по всему миру, на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити в танцах на льду, он, вместе с партнершей Ириной Лобачевой, стал серебряным призером. И уже в тот момент, устанавливая контакты, думал о будущем.
– После завершения спортивной карьеры я вернулся в Россию. На тот момент это был важный шаг, потому что все фигурное сообщество в те годы обосновалось в Соединенных Штатах. Я сделал первое шоу в Новосибирске. Оно было успешным у зрителей, но крайне неудачным с точки зрения бизнеса. Правда, я был подстрахован спонсорами и хотя бы смог рассчитаться со спортсменами, поэтому всем советую просчитывать самый неблагоприятный прогноз, даже если ваша идея кажется замечательной. Но дальше нужна была эксклюзивность. Так возник проект «Театр на льду». Там я создал несколько спектаклей, не говоря о детских новогодних представлениях. Кстати, заметил: на том, что я делаю «для души», денег не зарабатываю, а прибыль приносят какие-то рутинные проекты. Но постановку «Ромео и Джульетта», показанную в Италии на Арене ди Верона, я вспоминаю с особым трепетом, хотя она вызвала организационные проблемы и была показана между порывами проливного дождя.
Затронув главную тему последних двух лет в спорте и перспективах выступления в своих шоу Камилы Валиевой, наш собеседник не сдерживал эмоции.
– Любой продюсер бегает за ней, потому что это человек, которого все хотят увидеть. Знаете, среди нас уже конкуренция, и каждый хочет, чтобы Камила каталась у него. Она замечательная девочка, очень открытая. Я точно уверен, что для ее победы никаких препаратов вообще не могло быть. В данной ситуации наша цель – объединиться, поддерживать друг друга. Мы должны быть сильными и не обращать внимания на весь звучащий «оттуда» поток сознания.
Говоря о ближайших планах, Авербух пообещал:
– Сегодня я разговаривал с заместителем губернатора Нижегородской области – Олегом Алексеевичем Берковичем. Большой акцент в развитии будет сделан на Арзамас и Дивеево. Так что, я думаю, мы с вами там еще увидимся.
Пелагея Климова. Фото Александра Воложанина.